Вязание крючком по кругу

Урок технологии "Вязание крючком по кругу"

Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Модуль: Художественная обработка материалов.

Класс: 7.

Тип урока: комбинированный формирование новых знаний и умений.

Цели урока:

  • Обучающая Продолжить формирование знаний по технологии изготовления вязаных изделий, совершенствовать навыки аккуратной работы
  • Развивающая Способствовать формированию и развитию умений и навыков выполнения технологических операций вязания крючком.
  • Воспитательная Создать условия для воспитания бережливости, потребности в творческом труде, заинтересованности в конечном результате труда.

Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративный рассказ, объяснение, демонстрация слайдов, работа с инструкционными картами.
  • Частично-поисковый беседа, самостоятельная работа.
  • Выполнение практической работы.

Перечень оборудования: Крючки, ножницы, пряжа. Компьютер, проектор, экран.

Наглядные пособия: Инструкции по технике безопасности, схемы выполнения “простых петель” и “столбиков с накидом”. Коллекция кружевных работ, плакаты, репродукции, презентация.

Межпредметные связи: История, математика (знание счета), ОБЖ.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.

План занятия:

  1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Объяснение нового материала. Технология выполнения вязания по кругу.
  4. Инструктаж. Практическая работа. Выполнение образцов вязания по кругу..
  5. Заключительная часть. Оценки, итог, домашнее задание.

Ход занятия

1.     Организационный момент

Здравствуйте. На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о нестареющем виде рукоделия. На прошлых занятиях мы познакомились с историей этого вида рукоделия, узнали какие инструменты и материалы используют для работы, рассмотрели основные элементы  и работу по схемам.

2. Повторение пройденного материала  Для проверки ваших знаний проведем разминку: вы должны указать соответствие между названиями во втором столбце и определениями в 4 столбце. Если ответите правильно, то в третьем столбце должно получиться ключевое слово темы урока (вязание)

 

1

Инструменты для вязания крючком

 

+     Н

2

Материалы для вязания крючком

 

0    А

3

Основные элементы при вязании крючком

 

             И

4

Условное обозначение воздушной петли на схемах вязания

 

Нитки, пряжа различного сырьевого состава      Я

5

Условное обозначение столбика без накида на схемах вязания

 

Крючок, ножницы   В

6

Условное обозначение столбика с накидом на схемах вязания

 

Цепочка из воздушных петель  Е

7

Основа для первого ряда

 

накид, воздушная петля и столбик     З

 

Вязание крючком – многогранная техника. Научиться вязать крючком -проще простого. Никакого сравнения со спицами! Недаром рукодельницы называют спицы - "интеллигентками", а крючок "простаком". Простак-то он простак, зато работать умеет быстро, ловко и многое ему доступно, о чем спицы и мечтать не смеют. Говорят "крючок-простачок все стерпит".

1. Что имеется ввиду? Ответ учащихся-нитки, он может вязать из каких угодно: совсем тонюсеньких или очень толстых, как бельевая веревка.

2. Какого качества должны быть нитки? Ответ учащихся-не имеет особого значения: шерстяные, хлопчатобумажные, синтетические и даже тесьма или нарезанные полоски ткани-все годится для вязания неприхотливым простаком. Показ образцов вязания из разных материалов

Большим крючком и толстыми нитками можно вязать свитера и шляпки, ма­леньким крючком и тонкими нитками можно выполнить изящные изделия, похожие на плетеные кружева. кружевным вязанием можно отделать предметы быта. Сегодня мы познакомимся с вязанием по кругу.

 

Итак, тема нашего урока «Вязание крючком по кругу» (запись в тетрадь). На уроке вы узнаете основные приемы вязание по кругу, научитесь использовать вязаные мотивы в изготовлении одежды.

3. Объяснение нового материала

Вязание по кругу используется для выполнения салфеток, скатертей, прихваток, головных уборов, моделей из мотивов

Объяснение с демонстрацией:

Существует два способа вязания по кругу: по спирали и кругами. В обоих случаях круг начинается с кольца. Кольцо можно сделать из нити, а также из воздушных петель, которые замыкают в кольцо при помощи полустолбика.  Затем ( для вязания по спирали) кольцо обвязывается столбиками без накида или с накидами по спирали, постепенно прибавляя петли.

Для чего прибавляют петли? Ответы учащихся: с каждым рядом длина окружности увеличивается, поэтому необходимо большее количество элементов.

Если продолжать работу дальше, провязывая в каждом круге одинаковое количество петель, получится объемная форма в виде трубочки. Если прибавок выполнено мало, получится объемная фор­ма в виде шляпки гриба. Если делать много прибавок – получится волнистый край. При выполнении доста­точного количества прибавок получится плоская форма.

Закон круга

При вязании по кругу нужно прибавлять в каждом круге разное число петель в зависимо­сти от рисунка. Если круг выполняется из стол­биков без накида, то следует равномерно приба­вить 6 петель на круг, если из полустолбиков, то 8 петель, если из столбиков с накидом, то 12 петель, если из столбиков с двумя накидами, то 16 петель. И далее, при увеличении числа накидов в столбиках прибавляется по 4 петли на круг при добавлении очередного накида. Для того чтобы прибавить петлю, нужно вывя­зать два столбика из одной точки

 

Вид петли

Число петель подъема-поворота

Столбик без накида

1

Полустолбик с накидом

1

Столбик с накидом

3

Столбик с 2 накидами

4

Рассмотрим подробнее второй способ на схеме вязания. После выполнения основного кольца вяжут несколько воздушных петель, которые являются петлями поворота- подъема. Их количество соответствует высоте провязываемых элементов: для столбика без накида – 1 воздушная петля, для столбика с 1 накидом – 3 петли, для столбика с 2-мя накидами – 4 петли.  (см. табл). Затем провязывают нужное количество столбиков, вводя крючок в середину основного кольца. Круг закрывают соединительным столбиком: введя крючок в верх­нюю часть петли поворота, делают накид и протягивают нить через петлю. Перед выполнением следующего ряда опять де­лают петлю поворота и т.д, согласно схеме вязания.

Связав по этой схеме – получится вот такой элемент.. Элементы вязания могут иметь самую разную форму: круги, квадраты, многоугольники, цветы, листочки. Если связать несколько заготовок и соединить их можно получить очень интересные изделия. Цветы, листочки и другие элементы можно соединять в достаточно сложные узоры. В последнее время это довольно популярная техника вязания крючком. Изделия из мотивов, как правило, ажурные и выгодно отличаются от изделий, связанных традиционным способом. Суть такого вязания, заключается (спросить у учащихся) в том, что вязаное полотно собирается из отдельно связанных мотивов, которые соединяются в процессе вязания или сшиваются.

III. Создание эмоционально-нравственной ситуации

А теперь немного помечтаем. Представьте, что вы хорошо научились вязать крючком. Какие идеи возникли у вас, что бы вы хотели связать и для кого?

(Обобщение ответов учащихся и мотивация на выбор темы творческого проекта, связанной с воплощением своей идеи в изделие) .Хорошо, свои идеи вы можете воплотить в жизнь при выполнении творческого проекта, а сейчас, в ходе практической работы, предлагаю вам попробовать  себя в роли художника- модельера, технолога и вязальщицы. Вам необходимо продумать и изготовить наряд для девушек (показываю рисунки девушек) в технике вязания крючком

IV. Практическая работа с применением технологии уровневой дифференциации

Класс делится на две группы:

  • 1 группа выполняет практическую работу по инструкционной карте № 1 (аппликация по заданному рисунку, используя элементарные навыки вязания крючком);
  • 2 группа выполняет практическую работу по инструкционным картам № 2 (мотивы более сложного вязания по кругу).

Любой из учащихся может перейти в другую группу.

Инструктаж по ТБ при работе с крючком.

Учитель во время практической работы делает целевые обходы, контролируя правильность выполнения работы, соблюдение пра­вил безопасной работы.

V. Контроль и рефлексия

Представление работ

По окончании практической работы каждая группа представляет свой проект вязаного изделия, отмечая наиболее активных членов группы, качество выполнения элементов изделия.

VI. Итог урока

Беседа с учащимися по вопросам:

– Чему новому вы научились на уроке?
– Какой способ вязания крючком вы выбрали и почему?
– По каким критериям оценивается качество выполненной работы?
– Как в дальнейшем вы можете использовать полученные на уроке знания?

Учитель, подводя итог, отмечает лучшие работы и комменти­рует допущенные ошибки.

VI. Выставление отметок, их аргументация

VII. Домашнее задание: тренировка в выполнении образцов вязания по кругу

VIII. Уборка рабочих мест и помещения

 

 

урок 1
Смотреть еще презентации из раздела Технология