Вязание крючком по кругу
Урок технологии "Вязание крючком по кругу"
Раздел: Создание изделий из текстильных и поделочных материалов.
Модуль: Художественная обработка материалов.
Класс: 7.
Тип урока: комбинированный – формирование новых знаний и умений.
Цели урока:
- Обучающая Продолжить формирование знаний по технологии изготовления вязаных изделий, совершенствовать навыки аккуратной работы
- Развивающая Способствовать формированию и развитию умений и навыков выполнения технологических операций вязания крючком.
- Воспитательная Создать условия для воспитания бережливости, потребности в творческом труде, заинтересованности в конечном результате труда.
Методы обучения:
- Объяснительно-иллюстративный – рассказ, объяснение, демонстрация слайдов, работа с инструкционными картами.
- Частично-поисковый – беседа, самостоятельная работа.
- Выполнение практической работы.
Перечень оборудования: Крючки, ножницы, пряжа. Компьютер, проектор, экран.
Наглядные пособия: Инструкции по технике безопасности, схемы выполнения “простых петель” и “столбиков с накидом”. Коллекция кружевных работ, плакаты, репродукции, презентация.
Межпредметные связи: История, математика (знание счета), ОБЖ.
Форма организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуально-групповая.
План занятия:
- Оргмомент. Сообщение темы и целей урока. Запись в тетради темы урока.
- Повторение пройденного материала.
- Объяснение нового материала. Технология выполнения вязания по кругу.
- Инструктаж. Практическая работа. Выполнение образцов вязания по кругу..
- Заключительная часть. Оценки, итог, домашнее задание.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте. На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о нестареющем виде рукоделия. На прошлых занятиях мы познакомились с историей этого вида рукоделия, узнали какие инструменты и материалы используют для работы, рассмотрели основные элементы и работу по схемам.
2. Повторение пройденного материала Для проверки ваших знаний проведем разминку: вы должны указать соответствие между названиями во втором столбце и определениями в 4 столбце. Если ответите правильно, то в третьем столбце должно получиться ключевое слово темы урока (вязание)
1 |
Инструменты для вязания крючком |
+ Н |
|
2 |
Материалы для вязания крючком |
0 А |
|
3 |
Основные элементы при вязании крючком |
И |
|
4 |
Условное обозначение воздушной петли на схемах вязания |
Нитки, пряжа различного сырьевого состава Я |
|
5 |
Условное обозначение столбика без накида на схемах вязания |
Крючок, ножницы В |
|
6 |
Условное обозначение столбика с накидом на схемах вязания |
Цепочка из воздушных петель Е |
|
7 |
Основа для первого ряда |
накид, воздушная петля и столбик З |
Вязание крючком – многогранная техника. Научиться вязать крючком -проще простого. Никакого сравнения со спицами! Недаром рукодельницы называют спицы - "интеллигентками", а крючок "простаком". Простак-то он простак, зато работать умеет быстро, ловко и многое ему доступно, о чем спицы и мечтать не смеют. Говорят "крючок-простачок все стерпит".
1. Что имеется ввиду? Ответ учащихся-нитки, он может вязать из каких угодно: совсем тонюсеньких или очень толстых, как бельевая веревка.
2. Какого качества должны быть нитки? Ответ учащихся-не имеет особого значения: шерстяные, хлопчатобумажные, синтетические и даже тесьма или нарезанные полоски ткани-все годится для вязания неприхотливым простаком. Показ образцов вязания из разных материалов
Большим крючком и толстыми нитками можно вязать свитера и шляпки, маленьким крючком и тонкими нитками можно выполнить изящные изделия, похожие на плетеные кружева. кружевным вязанием можно отделать предметы быта. Сегодня мы познакомимся с вязанием по кругу.
Итак, тема нашего урока «Вязание крючком по кругу» (запись в тетрадь). На уроке вы узнаете основные приемы вязание по кругу, научитесь использовать вязаные мотивы в изготовлении одежды.
3. Объяснение нового материала
Вязание по кругу используется для выполнения салфеток, скатертей, прихваток, головных уборов, моделей из мотивов
Объяснение с демонстрацией:
Существует два способа вязания по кругу: по спирали и кругами. В обоих случаях круг начинается с кольца. Кольцо можно сделать из нити, а также из воздушных петель, которые замыкают в кольцо при помощи полустолбика. Затем ( для вязания по спирали) кольцо обвязывается столбиками без накида или с накидами по спирали, постепенно прибавляя петли.
Для чего прибавляют петли? Ответы учащихся: с каждым рядом длина окружности увеличивается, поэтому необходимо большее количество элементов.
Если продолжать работу дальше, провязывая в каждом круге одинаковое количество петель, получится объемная форма в виде трубочки. Если прибавок выполнено мало, получится объемная форма в виде шляпки гриба. Если делать много прибавок – получится волнистый край. При выполнении достаточного количества прибавок получится плоская форма.
Закон круга
При вязании по кругу нужно прибавлять в каждом круге разное число петель в зависимости от рисунка. Если круг выполняется из столбиков без накида, то следует равномерно прибавить 6 петель на круг, если из полустолбиков, то 8 петель, если из столбиков с накидом, то 12 петель, если из столбиков с двумя накидами, то 16 петель. И далее, при увеличении числа накидов в столбиках прибавляется по 4 петли на круг при добавлении очередного накида. Для того чтобы прибавить петлю, нужно вывязать два столбика из одной точки
Вид петли |
Число петель подъема-поворота |
Столбик без накида |
1 |
Полустолбик с накидом |
1 |
Столбик с накидом |
3 |
Столбик с 2 накидами |
4 |
Рассмотрим подробнее второй способ на схеме вязания. После выполнения основного кольца вяжут несколько воздушных петель, которые являются петлями поворота- подъема. Их количество соответствует высоте провязываемых элементов: для столбика без накида – 1 воздушная петля, для столбика с 1 накидом – 3 петли, для столбика с 2-мя накидами – 4 петли. (см. табл). Затем провязывают нужное количество столбиков, вводя крючок в середину основного кольца. Круг закрывают соединительным столбиком: введя крючок в верхнюю часть петли поворота, делают накид и протягивают нить через петлю. Перед выполнением следующего ряда опять делают петлю поворота и т.д, согласно схеме вязания.
Связав по этой схеме – получится вот такой элемент.. Элементы вязания могут иметь самую разную форму: круги, квадраты, многоугольники, цветы, листочки. Если связать несколько заготовок и соединить их можно получить очень интересные изделия. Цветы, листочки и другие элементы можно соединять в достаточно сложные узоры. В последнее время это довольно популярная техника вязания крючком. Изделия из мотивов, как правило, ажурные и выгодно отличаются от изделий, связанных традиционным способом. Суть такого вязания, заключается (спросить у учащихся) в том, что вязаное полотно собирается из отдельно связанных мотивов, которые соединяются в процессе вязания или сшиваются.
III. Создание эмоционально-нравственной ситуации
А теперь немного помечтаем. Представьте, что вы хорошо научились вязать крючком. Какие идеи возникли у вас, что бы вы хотели связать и для кого?
(Обобщение ответов учащихся и мотивация на выбор темы творческого проекта, связанной с воплощением своей идеи в изделие) .Хорошо, свои идеи вы можете воплотить в жизнь при выполнении творческого проекта, а сейчас, в ходе практической работы, предлагаю вам попробовать себя в роли художника- модельера, технолога и вязальщицы. Вам необходимо продумать и изготовить наряд для девушек (показываю рисунки девушек) в технике вязания крючком
IV. Практическая работа с применением технологии уровневой дифференциации
Класс делится на две группы:
- 1 группа выполняет практическую работу по инструкционной карте № 1 (аппликация по заданному рисунку, используя элементарные навыки вязания крючком);
- 2 группа выполняет практическую работу по инструкционным картам № 2 (мотивы более сложного вязания по кругу).
Любой из учащихся может перейти в другую группу.
Инструктаж по ТБ при работе с крючком.
Учитель во время практической работы делает целевые обходы, контролируя правильность выполнения работы, соблюдение правил безопасной работы.
V. Контроль и рефлексия
Представление работ
По окончании практической работы каждая группа представляет свой проект вязаного изделия, отмечая наиболее активных членов группы, качество выполнения элементов изделия.
VI. Итог урока
Беседа с учащимися по вопросам:
– Чему новому вы научились на уроке?
– Какой способ вязания крючком вы выбрали и почему?
– По каким критериям оценивается качество выполненной работы?
– Как в дальнейшем вы можете использовать полученные на уроке знания?
Учитель, подводя итог, отмечает лучшие работы и комментирует допущенные ошибки.
VI. Выставление отметок, их аргументация
VII. Домашнее задание: тренировка в выполнении образцов вязания по кругу
VIII. Уборка рабочих мест и помещения