Регуляторы швейных машин

Урок технологии в 6-м классе

"Регуляторы швейной машины"

 

Цель:

Познакомить  обучающихся с регуляторами швейной машины и их функциями.

 

Задачи:

  • образовательная: ознакомить учащихся с причинами возникновения дефектов машинной строчки, научить устранять дефекты плохой строчки;
  •  развивающая: развитие познавательного интереса, логического и технического мышления, воображения, гибкости, самостоятельности ума;
  •  воспитывающая: формирование коммуникативных качеств, положительных мотивов учения, чувства коллективизма.

 

Оборудование:  швейные машины, образцы машинных строчек, листки с заданием «Подписать детали и механизмы швейной машины», таблицы индивидуальной работы «Способы устранения некачественной строчки», ноутбук, телевизор.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

(Приветствие, проверка готовности к уроку).

 

II. Мотивация учебной деятельности учащихся

Вспомните, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом уроке. Да, действительно, мы говорили о происхождении тканей. Для чего нам нужна ткань? В первую очередь для пошива одежды (вручную или на швейной машине). Кто помнит название раздела технологии, в котором мы изучаем работу на швейной машине? (машиноведение). На сегодняшнем уроке мы продолжим разговор о швейной машине, начатый еще в 5 классе. Слайд 1.

 

III. Актуализация знаний

Давайте поиграем в игру «Верю, не верю», в ходе которой вспомним историю создания швейной машины.(Слайд 2-20)

   Итак, машина была изобретена и стала незаменимым помощником многим хозяйкам. Чтобы уметь работать на машине, необходимо знать, из каких деталей она состоит. У вас на столах лежат листочки со схематичным изображением швейной машины. Ваша задача: подписать детали и механизмы швейной машины. Для тех, кто затрудняется с терминологией (правильным названием частей машины), даны слова-подсказки.

   Учащиеся работают, затем обмениваются заданиями  и идет взаимопроверка (на экране схема с подписями частей машинки – Слайд 21).

Оцените результат: 18-21 название верно – «5», 14-17 – «4», 10-13 – «3»

   Скажите, какое слово дважды встречается в названиях частей швейной машины? Правильно, регуляторы. Вот о них то мы сегодня и поговорим более подробно. Откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока "Регуляторы швейной машины". ( Слайд 22)

   Постановка цели и задач:  как вы думаете, что вы о них сегодня можете узнать? (что это такое, для чего они необходимы, как с ними работать). Для чего нам это нужно? (чтобы уметь правильно работать на швейной машине, исправлять неисправности)

 

IV. Первичное усвоение новых знаний

У вас на столах лежат образцы машинных строчек. Ваша задача (для группы учащихся): рассмотреть их,  определить среди них качественную машинную строчку и некачественную (назвать номер строчки).

Вопрос. Как вы думаете, почему так произошло?(слишком свободно или туго идет одна из ниток).  Эту неисправность помогают устранить регуляторы.

   Учитель. Швейная машинка представляет собой устройство высокой точности, поэтому, чтобы грамотно пользоваться ею, необходимо уметь регулировать отдельные механизмы машины, устранять простейшие неисправности.

В швейной машине имеется несколько регуляторов, необходимых для получения высококачественной строчки. С одним из них мы с вами познакомились в прошлом году (какой?): регулятор длины стежка.(Слайд 23)

   С регуляторами  натяжения нитей знакомимся сегодня.

Регулятор натяжения верхней нити по-другому называется тарельчатый нитенатяжитель (показать на машинке, затем на рисунке на экране  Слайд24). Натяжение в нем создается при проходе нити между двумя шайбами (тарелочками). При повороте гайки по часовой стрелке шайбы прижимаются друг другу сильнее, следовательно, и натяжение нити увеличивается, против часовой стрелки - уменьшается.

Все детали регулятора крепятся на винтовой шпильке.

Учитель. Регулятор натяжения нижней нити находится на шпульном колпачке (показать шпульный колпачок, затем на экране). Как вы думаете, чем здесь регулируется натяжение нижней нити? Натяжение нити регулируется при помощи винта, который закручивая прижимает   прижимную пластину к шпульному колпачку, тем самым увеличивая натяжение нити и, наоборот. Слайд 25

    Если натяжение нити шпульного колпачка отрегулировано правильно, необходимости в его изменении возникает редко. Хорошее качество строчки можно получить регулировкой натяжения верхней нити.   Зарисовка на доске схемы «Регуляторы швейной машины» (учащиеся в тетрадь)

     Если регуляторы настроены верно, то получается качественная машинная строчка. Правильная строчка - это строчка, в которой переплетение ниток находится внутри ткани. Слайд 26   

    Но при неправильном натяжении ниток могут возникнуть неполадки.

Слайд 27-28 «Виды некачественной машинной строчки»

Петляние нити сверху: что вы здесь видите?  натяжение верхней нити сильное.

Петляние нити снизу: что вы здесь видите?  Слабое натяжение верхней нити или сильное нижней

 

V. Первичное закрепление

"Исследование". Вернемся к нашим образцам. Каждая группа должна будет еще раз внимательно рассмотреть свой образец некачественной машинной строчки,  определить ее причину и предложить способ ее устранения. Затем представитель от каждой группы объявит ваше решение. Верх образца -  лицевая сторона

1. Петляние снизу.  

2. Петляние сверху.

3. Тугая строчка.

Учитель. Приступаем к исправлению недостатков, выслушав представителя каждой группы. Участники другой группы могут исправлять.

Слайд 32

 

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

 Теперь давайте представим, что при шитье на швейной машине у вас пошла некачественная машинная строчка, вам нужно ее исправить. Вам даны таблички (подписать Ф.И., класс) с названиями неполадок и способом их устранения. Вы должны в таблицу вклеить название неполадок в соответствии с их изображением и способы устранения.

Самопроверка. Проверьте свою работу по таблице на экране.  Слайд30 Оцените себя: поднимите руки те, у кого все верно, поставьте себе «5», у кого одна строчка неверно – «4», две неверно – «3» . Сдать учителю для выставления в журнал

 Кто не справился, озвучьте свои ошибки. Вместе разбираем

 

IX. Заключение (рефлексия).

Подводятся итоги урока, выставляются оценки.

1.     С какими механизмами швейной машины вы сегодня познакомились на уроке?

2.      Какую функцию они выполняют?

3.     Для чего вам нужно знать о них и как вам в дальнейшем это может пригодиться?

4.     Кто с таким лицом уйдет сегодня с урока (на экране  Слайд31 – довольный смайлик, все понятно), а кто с таким (на экране – удивленное лицо)?

5.      Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зеленый, красный, желтый.

X. Домашнее задание.

Слайд 32

Учитель. Домашнее задание: выучить материал по теме "Регуляторы натяжения нитей ".  Принести ткань, ручные инструменты для выполнения практической работы по пройденной теме.

 

Использованная литература.

1.     Википедия - свободная энциклопедия. –

2. Исаак Зингер. https://www.peoples.ru/technics/designer/isaak_merrit_zinger/

 

урок 3
Смотреть еще презентации из раздела Технология