Материаловедение

План – конспект урока технологии

Составила и провела: Клишина Е.А., учитель технологии МБОУ СОШ №1 с.Серафимовский

 

5 класс

Раздел: Материаловедение

Тема урока: Производство тканей. Натуральные волокна растительного происхождения. Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

 

 

Цель: создать условия для формирования понимания того, что лежит в основе тканей растительного происхождения и как это влияет на свойства этих тканей

 

Задачи:

Обучающая: ознакомление  учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, с этапами производства тканей, с основными свойствами ткани.

Развивающая: формирование навыков по определению вида ткани по признакам  х/б и льняных тканей.

Воспитывающая: воспитание бережного отношения ко всему тому, что создано природой и находит применение в быту человека.

 

Методы: рассказ, беседа, исследовательская работа, игровые моменты, проблемные вопросы.

 

Межпредметные связи: биология, изо, музыка, история.

 

Оборудование: тетрадь, образцы ткани, стаканы с водой, свеча, 2 пинцета, мультимедийный проектор, экран.

 

Ход урока

Организационный момент    

Приветствие. Как ваше настроение? Готовы узнать что-то новое? Замечательно!

 

Введение в тему урока, формулировка задач урока (3-5 мин)

-Прочитайте название раздела, с которым мы начинаем знакомство.

- Предположите, с чем мы познакомимся, изучая этот раздел?

Сегодня мы с вами поговорим о тканях, которые люди используют многие тысячелетия в своей жизни. Как вы думаете, что же мы сегодня узнаем о тканях? (постановка задач урока: узнать из чего и как делают ткани, определить свойства натуральных  тканей). Запись темы урока в тетради

Вводная информационная часть (10 мин.)

Ткани не растут в поле, и на деревьях их тоже не выращивают? Откуда же они берутся, и какие они могут быть?

В мире существует огромное разнообразие различных тканей, но все они делятся на две группы: натуральные и химические. О группе последних мы поговорим в более старших классах, а сегодня подробно остановимся на натуральных тканях. Как вы думаете, откуда берет человек натуральные ткани? (те, что вырабатываются из природных материалов)

К ним относятся: ткани, которые дают нам растения, животные и минералы.

 

(Звучит музыка звуков природы: ветер или щебетание птиц)

Устраивайтесь поудобнее, и приготовьте свое воображение для путешествия в мир ПРИРОДЫ. Мы с вами отправляемся в путешествие по полям, чтобы узнать какие растения дают нам ткани и каким образом. А заодно узнаем, влияет ли растение на свойства ткани. Вообразите, что вы идете по дороге. С одной стороны располагается поле белого цвета, а с другой голубое. Давайте войдем в белое поле и рассмотрим, какое растение там растет. Это растение называют «хлопчатник». Его цветки похожи на колокольчик, но сейчас перед нами его плоды: коробочки наполненные «кусочком ваты» с крупными семенами. «Ватка» состоит из волосков длиной от 5 мм до 5 см - волокон. Волокна тонкие, гибкие, легкие, они покрывают поверхность семян для того чтобы под действием ветра семена могли разлетаться и засеивать Землю. Волокна мягкие и теплые чтобы согревать семена во время холода. Они легко впитывают влагу, и быстро высыхают под лучами солнца, укрывая семена от дождя. Люди многие тысячелетия назад начали собирать эти волокна хлопчатника, очищать от семян, скручивать между собой в длинные нити (прясть пряжу-процесс прядения) и затем ткать ткани Такие ткани как сами волокна тонкие, мягкие, легкие, теплые на ощупь, быстро впитывают влагу и легко сохнут.

     Какие неизвестные вам слова вы услышали в моем рассказе? (волокно, прядение, ткачество) Попробуйте дать определение этим словам (на экране появляются термины и их определения по мере высказывания ответов учащимися, записать в тетрадь). (схема процесс получения ткани)

 

Улыбнитесь этому полю с хлопком и поблагодарите растение хлопчатник за то, что оно подарило людям хлопчатобумажные нити и ткани.

А теперь, мысленно, перейдем дорогу и войдем в голубое поле. Нас окружают высокие былинки с голубыми «глазами». Эти былинки легко вырвать из земли вместе с корнями, но очень трудно разорвать пополам. Стебель этого растения состоит из лубяных волокон, которые легко разделить на отдельные прочные волоски. Лен древнее хлопка, но происходит также как и хлопок из Индии. Волокна располагаются в стебле, он поддерживает растение, оно жесткое и гладкое. Стебель проводит воду в листья и цветы, а также охлаждает растение вовремя жары. Поэтому льняное волокно хорошо впитывает и долго хранит воду, из-за этого оно прохладное на ощупь. Длина волокна достигает 1 метра.

Чтобы получить волокна льна и спрясть нити необходимо его скосить, вымочить в воде (чтобы растворился природный клей), высушить, трепать (разделять на волокна), отделить примеси и затем прясть (скручивать). Льняные ткани обладают всеми свойствами волокон. Они жесткие, гладкие, хорошо впитывают влагу и долго сохнут, создают ощущение прохлады.

Поблагодарите льняное поле за такие замечательные волокна и возможность использовать льняные ткани. Поблагодарите природу за ее бесценный дар для наших тел. Она позаботилась о том, чтобы мы не замерзали во время холодов и не перегревались на солнышке в жаркие дни.

Наше путешествие закончилось, поблагодарите свое воображение и медленно возвращайтесь в класс.

Улыбнитесь соседке справа и слева, потянитесь и встаньте, пожалуйста, из-за парт.

 

Физкультминутка. Давайте изобразим растение хлопок: присели как будто вы семена, постепенно поднимайтесь, как будто растение растет, руки сложенные ладонями медленно поднимаются вверх как цветок, ладошки – коробочки открываются, и появляется ватка с семенами. Замечательно!

А теперь представили себя растением – лен: вытянулись, руки вверх, ладони раскрыты как цветы, стоим, не гнемся, качается на ветру. Молодцы! Присаживайтесь на свои места.

Как вам путешествие? Понравилось? Все смогли представить два поля?

 

Первичный контроль усвоения нового материала (5 мин)

Перед вами лежат листочки с вопросами. Ответьте, пожалуйста на них. Самостоятельная работа учащихся.

1.     Какое растение было на первом поле? (хлопчатник)

2.     Где у него находятся волокна ? (в семенных коробочках)

3.     Какими свойствами обладают волокна, а потом и ткани из хлопка? (тонкие, гибкие, мягкие, легкие, теплые на ощупь, быстро впитывают влагу и легко сохнут)

4.     Какой длины бывают хлопковые волокна? (от 5 мм до 5 см)

5.     Что необходимо сделать с волокнами перед ткачеством? (собрать, очистить от семян, спрясть – скрутить)

1.     Какое растение было на втором поле? (лен)

2.     Из какой части растения берутся волокна? (из стебля, который состоит из лубяных волокон, легко отделяющихся друг от друга)

3.     Что необходимо сделать, чтобы получить льняную нить? (скосить, вымочить в воде (чтобы растворился природный клей), высушить, трепать (разделять на волокна), отделить примеси и затем прясть – (скручивать.)

4.     Какой длины бывают льняные волокна? (до 1м)

5.      Какими свойствами обладают волокна, и, конечно же, ткани изо льна? (жесткое, блестящее, гладкое, хорошо проводит воду и прохладное на ощупь)

Взаимопроверка.  Обменяйтесь с соседом по парте листочками.  Проверьте, сравнивая  ваши ответы с ответами на экране. Выставьте оценки  (3 правильных ответа – «3»; 4-«4»; 5 –«5»)

 

Лабораторно-исследовательская работа с постановкой проблемных вопросов (10-15 мин)

Все мы любим, исследовать, экспериментировать вот и сейчас я предлагаю вам поиграть в исследовательскую лабораторию. У нас будет две команды исследователей (класс делится на две группы). Перед вами стоит задача:

Ø определить сохраняют ли ткани свойства волокон, из которых они изготовлены.

Ø исходя из свойств растений, определить вид образца ткани (х/б или лен)

Для этого необходимо произвести эксперимент с одинаковыми по размеру образцами ткани из хлопка и льна (этапы эксперимента в инструкционной карте) Для записи результатов своего эксперимента используйте таблицу и после каждого опыта фиксируйте информацию для каждого образца.

Для заполнения таблицы вам даны слова помощники (согревает-охлаждает, гладкая поверхность-шероховатая, мягкий –жесткий, тонкая-толстая, легкий –тяжелый, прочный-слабый, быстро впитывает влагу-медленно, сминаемость сильная-слабая)

Название образца

Ощущение на коже

Гладкость поверхности

Мягкость

ткани

Толщина

нити

Вес образца

Прочность

нити

Гигроскопичность

(способность впитывать влагу)

Сминаемость

Горение

Вывод

Хлопок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                             

Инструкционная карта эксперимента

1.      Положите образцы ткани на тыльную сторону ладони и определите, какой из них создает ощущение прохлады, а какой согревает кожу? (х/б согревает, лен охлаждает)

2.      Проведите рукой по образцам и определите, какая гладкая ткань, а какая шероховатая? Почему это так? (х/б шероховатая, лен гладкая. Такими же свойствами обладают волокна растения)

3.      Пощупайте образцы. Какая ткань мягче? Почему? (х/б мягкая, лен жесткая, т.к. разное назначение у волокон в растении)

4.      Выдерните по одной нити из каждого образца и сравните их по внешнему виду? Какая тоньше? Почему? Какими свойствами обладает эта ткань? (х/б тонкая, лен чуть толще, т.к. одно волокно должно летать, другое сопротивляться ветру)

5.      Поднимите оба образца вверх и отпустите их одновременно. Что вы получили? Это как-то можно объяснить с логической точки зрения? (лен падает быстрее, т.к. нити и волокна толще и потому тяжелее)

6.      Выдерните нить из каждого образца поочередно и разорвите каждую в отдельности. Какой образец более прочный? Почему? Как это связано с его происхождением? (более прочная льняная нить, т.к. волокна должны поддерживать растение и они длинные)

7.      Выдерните нить из каждого образца и одновременно опустите кончик в стакан с водой. Какой образец быстрее впитал влагу? Почему? Как это связано с происхождение? (х/б ткань впитала быстрее, но так же быстро и высохнет)

8.      Сильно сомните образцы ткани, а затем постарайтесь разгладить? Что у вас получилось?(оба образца сильно сминаются)

9.      А сейчас я подожгу по очереди каждый образец, а вы внимательно наблюдайте: каким будет огонь, дым, скорость горения и какой выделяется запах (яркое пламя, быстрое горение, запах жженой бумаги у обоих образцов, на конце пепел)

Как вы думаете, старые ненужные ткани растительного происхождения можно сжигать, чтобы не засорять Землю? Почему? (Да. Можно. Они полностью сгорают, не выделяют токсичных газов. Пепел используют как удобрение для растений)

 

Рефлексия (5 мин)

После проведения эксперимента каждая группа представляет свои выводы, обосновывая их

Молодцы! Замечательно!

Эксперимент прошел удачно! Какой вывод мы делаем?

Вывод: ткани имеют такие же свойства, как и волокна растений их которых их, изготовили.

 

Подведение итогов. (2-3 мин.)

Вернемся к поставленным задачам. Читают 1 задачу. Решили задачу?  и т.д.

 

Молодцы! А домашним заданием будет, узнать какие еще растения используют для производства ткани и что необходимо сделать для изготовления нитей и тканей из этих растений.

Спасибо за внимание. До свидания!

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся.

1.      Какое растение было на первом поле? ______________________________

2.      Где у него находятся волокна ? ____________________________________

3.      Какими свойствами обладают волокна, а потом и ткани из хлопка? ________________________________________________________________________________________________________________________________

4.      Какой длины бывают хлопковые волокна? ___________________________

5.      Что необходимо сделать с волокнами перед ткачеством? ________________________________________________________________

 

 

 

Таблица эксперимента

 

Название образца

Ощущение на коже

Гладкость поверхности

Мягкость

ткани

Толщина

нити

Вес образца

Прочность

нити

Гигроскопичность

(способность впитывать влагу)

Сминаемость

Горение

Вывод

Хлопок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для заполнения таблицы вам даны слова помощники (согревает-охлаждает, гладкая поверхность-шероховатая, мягкий –жесткий, тонкая-толстая, легкий –тяжелый, прочный-слабый, быстро впитывает влагу-медленно, сминаемость сильная-слабая)

 

Инструкционная карта эксперимента

1.      Положите образцы ткани на тыльную сторону ладони и определите, какой из них создает ощущение прохлады, а какой согревает кожу?

2.      Проведите рукой по образцам и определите, какая гладкая ткань, а какая шероховатая? Почему это так?

3.      Пощупайте образцы. Какая ткань мягче? Почему?

4.      Выдерните по одной нити из каждого образца и сравните их по внешнему виду? Какая тоньше? Почему? Какими свойствами обладает эта ткань?

5.      Поднимите оба образца вверх и отпустите их одновременно. Что вы получили? Это как-то можно объяснить с логической точки зрения?

6.      Выдерните нить из каждого образца поочередно и разорвите каждую в отдельности. Какой образец более прочный? Почему? Как это связано с его происхождением?

7.      Выдерните нить из каждого образца и одновременно опустите кончик в стакан с водой. Какой образец быстрее впитал влагу? Почему? Как это связано с происхождение?

8.      Сильно сомните образцы ткани, а затем постарайтесь разгладить? Что у вас получилось?

9.      А сейчас я подожгу по очереди каждый образец, а вы внимательно наблюдайте: каким будет огонь, дым, скорость горения и какой выделяется запах (яркое пламя, быстрое горение, запах жженой бумаги у обоих образцов, на конце пепел)