Форма анализа урока

АНАЛИЗ УРОКА

Класс _________ Предмет ________________Учитель__________________________

Тема____________________________________________________________________

 

Примечание

Баллы

1.

Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.

Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

   

2.

Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

   

3.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)?

   

4.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

   

4.1

Ориентация на новые образовательные результаты

   

4.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД

   

4.3

Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.)

   

5.

Содержание урока:

   

5.1

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям.

   

5.2

Соответствие содержания урока требованиям программы.

   

5.3

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности.

   

5.4

Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи.

   

6.

Методика проведения урока:

   

6.1

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

   

6.2

Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни»)

примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку»)

   

6.3

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ.

   

6.4

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните):

наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить).

   

6.5

Применение диалоговых форм общения.

   

6.6

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися.

   

6.8

Осуществление обратной связи ученик-учитель.

   
 

Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

   

6.9

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

   

6.10

Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения

   

6.11

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач

Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен

   

6.12

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

   

7.

Психологические основы урока:

   

7.1

Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшею развития

   

7.2

Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь.

   

7.3

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности

   

7.4

Наличие психологических пауз и разрядки Эмоциональная атмосфера урока.

   

8.

Домашнее задание:  оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора.

   

9

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона).

   

Итого:

 

За каждый критерий ставятся баллы от 0 до 2 (0 - критерий отсутствует. 1 - проявляется частично, 2-присутетвуст в полном объеме) Подсчитывается сумма баллов

 

Самоанализ урока

       Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

      Самоанализ урока дает возможность:

-          правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

-          развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

-          формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

-          формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

              

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

План самоанализа урока

1.     Характеристика класса:

-         межличностные отношения;

-         недостатки биологического и психического развития;

-         недостатки подготовленности класса.

2.     Место урока в изучаемой теме:

-         характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3.     Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

 

4.     Характеристика плана урока:

-         содержание учебного материала;

-         методы обучения;

-         приёмы обучения;

-         формы организации познавательной деятельности.

5.     Как был построен урок в соответствии с планом:

-         разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6.     Структурный аспект самоанализа урока:

-         анализ каждого элемента урока;

-         его вклад в достижение результата;

-         доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

7.     Функциональный аспект:

-         насколько структура урока соответствовала общей цели;

-         соответствие возможностям класса;

-         анализ стиля отношений учителя и учащихся;

-         влияние на конечный результат урока.

 

8.     Аспект оценки конечного результата урока:

-         формирование универсальных учебных действий на уроке;

-         определение разрыва между общей целью урока и  результатами урока;

-         причины разрыва;

-         выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

         I. Краткая общая характеристика класса

1.     Общая подготовленность класса:

-         умение детей работать в парах;

-         умение детей работать в малых группах;

-         умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

-         умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2.     Общая характеристика общения.

3.     Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4.     Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5.     Общая характеристика освоения программы к этому времени.

 

II. Анализ эффективности проекта урока

1.     Реальность цели урока.

2.     Каким образом организовать  работу на уроке?

3.     Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4.     Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5.     Что знают ученики об изучаемом понятии?

6.     Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7.     Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8.     Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9.     Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10.           Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11.           Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12.           Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III. Как был осуществлен урок, исходя из его замысла?

1.     Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2.     Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3.     Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4.     При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла  на дальнейший ход ее решения?

5.     Была ли принята учебная задача учащимися?

6.     Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7.     Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8.     Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9.     Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10.           Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV. Оценка целостности урока

1.      Насколько содержание  урока соответствовало требованиям ФГОС?

2.       На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3.      Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4.      Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.