Мероприятие «Родной обычай старины: обереговая кукла»

Мероприятие «Родной обычай старины: обереговая кукла»      (Клишина Е.А.)

«Человек, не знающий своего прошлого,

не знает ничего»

Старинная мудрость

   Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Цель: приобщение учащихся к народной культуре.

Задачи:

Ø познакомить учащихся с историей русской народной игрушки, с ее видами, основными этапами изготовления текстильной куклы;

Ø проследить связь поколений путем передачи знаний и умений от старших  - младшим членам семьи;

Ø сформировать навыки по изготовлению текстильной куклы оберега;

Ø развивать интерес к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;

Ø воспитывать уважения к наследию прошлого, любви к своей семье и близким людям.

 

Оборудование: рисунки с разными видами кукол, изготовленные образцы текстильных кукол, лоскуты ткани, вата, нитки, стенд «Семейное творчество», музыкальный центр.

 

Ход мероприятия

 

I. Вступительное слово учителя.

   Когда я была маленькой и играла с куклами, я поинтересовалась у своей мамы: «Какие игрушки были в ее детстве?» Она ответила, что до сих пор помнит куклу, которую ей подарила ее бабушка: она была сделана из лоскутов ткани и у нее не было лица (глаз, носа, рта). Вспомнив тот разговор, я решила сама узнать историю куклы-игрушки, и потом вас познакомить с ней. Ведь вырастая в окружении кукол, дети почти ничего не знают об истории возникновения этой игрушки. А ведь кукла – часть культуры народа. На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с историей кукол, их разновидностями, узнаете об их магическом значении, побываете в роли крестьянской девочки, самостоятельно изготовив себе куклу.

 

II.  Из истории куклы-игрушки.(рассказ учителя сопровождается произведением П.И. Чайковского «Болезнь куклы»)

Кукла... Попробуйте найти более древнюю игрушку! А сколько у нее назначений! Через века и поколения пронесла народная па­мять традиционные образы кукол. В русской деревне наиболее распростра­ненной игрушкой была тряпичная кукла. Они  были распространены на территории России вплоть до начала 20 века. Традиционно такие куклы делились на три группы:

Игровые:  среди игровых самая популярная - Закрутка.  Куклы-закрутки этих кукол дети начинали «вертеть» лет с пяти. Они просты в изготовлении и любой ребенок легко сделает их за короткое время. Пример: кукла – сидящий зайчик, выполненная из прямоугольника на основе двух узлов (одна из учениц показывает технологию изготовления)

Обрядовые Пример: кукла Благодать. (Одна из учениц показывает изображение этой куклы и рассказывает о ней) Ее  обычно делали в подарок к Рождеству.  Кукла делалась на раздвоенной веточке, с руками, поднятыми к небу – чтобы руки никогда не опускались и благодать никогда не покидала.

Дарили ее со словами "Не грусти, не унывай, руки не опускай".

 

Обереги. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья. Одна из обереговых кукол - очистительная кукла (одна из учениц показывает изображение и рассказывает): избавляла от «плохой» энергетики в доме. Например, после семейной ссоры женщина распахивала окна, двери, брала в руки куклу и, используя ее как символический веник, выметала весь негатив прочь из избы.
    Еще один пример: куклы неразлучники (одна из учениц показывает изображение и рассказывает): Пару кукол – жениха и невесту неразлучников традиционно делали к свадьбе. Куклы делались узелковые, из ярких лоскутков и ниток, которые связывались, но не сшивались (как и другие традиционные куклы-обереги славян).

У этих символичных кукол неразлучников одна общая рука,
чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе и в беде и в
радости. Куклы эти – обереговые, их подвешивали под дужкой упряжи во
главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после
венчания (отсюда идет подзабытая традиция сажать на капот свадебной
машины кукол). А после свадьбы они хранились дома, как оберег любви и
верности.

   Куклы делались с большим старанием, так как по ней судили о мастерстве хозяйки. Многие тряпичные куклы были своеобразным экзаменом по шитью и рукоделию. Освоив их изготовление, девочки помогали готовить приданное старшим сестрам. Шили куклы, в основном, длинными зимними вечерами, а весной гуляли по деревне, хвастаясь нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мало еще – угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 лет скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием – показать себя.

   Что вы заметили общего у всех рассмотренных кукол? Ответы детей: не нарисовано лицо, изготовлена из лоскутов ткани.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным приметам кукла с лицом как бы приобретала ду­шу и могла повредить человеку, особенно ребенку, а куклы без лица оберегают дом и очаг. Поэтому безли­кая кукла одновременно являлась и оберегом. Вот почему моей маме ее бабушка подарила куклу без лица.

    

Считалось, что при изготовлении обереговых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать, и в процессе изготовления не сшивать иглой, а связывать нитками.

 

   Как вы уже узнали, в крестьянском быту самодельная кукла имела различное назначение, поэтому обычно каждая девушка имела множество разных кукол. Мы сегодня с вами изготовим куклу подружку-плакушку (или девкина забава). Она предназначалась для того, чтобы поделиться с ней радостью, пожаловаться в трудную минуту, открыть душу и оберегать свою хозяйку от невзгод. Если вы сегодня впервые изготавливаете тряпичную куклу, то по народным поверьям ее обязательно нужно оставить себе, как оберег. Последующие изготовленные куклы можно подарить родным и знакомым.

 

III. Практическая часть. Рассказ учителя сопровождается показом рабочих приемов по изготовлению куклы.

Кукла выполняется из хлопчатобумажной ткани (бязи, сатина, ситца). Для изготовления потребу­ются: лоскут белого цвета размером 20x20 см, лоскут яркой расцветки размером 20x30 см, лоскут светлой ткани размером 30x10 см, лоскуты цвет-

ной ткани размером 20x20 и 6x10 см, тесьма, нитки, вата.

Изготовление.

1.     Разложите белый квадратный лоскут, поместите комочек ваты в центр, затяните ниткой, формируя голову (рис. 1, 2).

2.     Положите лицевой стороной вверх прямоугольный лоскут яркой расцветки для изготовления сарафана и обо­рачивайте основу куклы так, чтобы голова оказа­лась внутри трубочки (рис. 3, 4). Нащупайте паль­цами шею куклы, отступите вниз 2,0-2,5 см и в этом месте сильно стяните сарафан ниткой.

3.     Выверните юбку; при необходимости осторожно сдвиньте ее вниз, чтобы от начала юбки до шеи осталось около 2,0 см свободного места (рис. 5).

4.     Возьмите длинный лоскут светлой ткани для изго­товления рук, подогните внутрь с боков неровные края и ска­тайте в длинную трубочку (рис. 6).

5.     Сложите трубочку пополам и свяжите с двух сто­рон ниткой, отступив от края по 1,0 см (рис. 7).

6.     Вставьте голову куклы в связанные руки (рис. 8).

7.     Свяжите руки с двух сторон от шеи так, чтобы голова была закреплена ими (рис. 9).

8.     Возьми­те прямоугольный цветной лоскут для изготовления передника и положите на грудь куклы так, чтобы нижний конец лоскута оказался на 1,0 см ниже талии. Привяжите передник ниткой, затем опустите его (рис. 10).

9.     Завяжите вокруг головы цветную тесь­му (рис. 11).

10.                       Квадратный лоскут цветной ткани, предназначенный для платка, сложите по диагонали (рис. 12). Завяжите на голове назад хвостиками, сделайте складку у висков и направьте хвостики впе­ред, затем завяжите под подбородком и свяжите сзади. Скрутите из двух нитей поясок и затяните им сарафан куклы.

 

Учащиеся приступают к изготовлению куклы, ориентируясь на инструкционные карты, прикрепленные на доске. Во время работы звучит народная музыка.

  Учитель совершает целевые обходы рабочих мест, контролируя правильность выполнения последовательности изготовления куклы, оказывая помощь при затруднениях.

IV. Подведение итогов занятия.

Сегодня вы познакомились с историей тряпичной куклы, техникой ее исполнения. Сами выступили в роли крестьянской девушки, изготовив себе куклу-подружку. Теперь давайте посмотрим какие куклы у вас получились. Учащиеся демонстрируют свои куклы.

 

Постарайтесь сохранить ее, передать своей дочке. И если все мы, из поколения в поколение, будем передавать накопленные народом знания и умения, народные традиции никогда не будут забыты. Так, например, изделия декоративно-прикладного творчества, представленные на этом стенде, выполненные вашими мамами, бабушками. Этому они научились у своих мам и бабушек. Чему-то вы учитесь у них и потом учите меня, что-то вы узнаете от меня и делитесь с мамами.

 

Вы сегодня потрудились,

И немножко утомились.

А теперь пора девчушкам

Спеть веселые частушки!

 

Сама почистить раз в году                                          я сегодня нарядилась

Я решила сковороду.                                                 В сарафан с иголочки.

Но потом четыре дня                                                полюбуйтесь-ка, ребята,

Не могли отмыть меня.                                             На мои оборочки

 

Эй, девчушки-хохотушки,

Продолжайте петь частушки!

Продолжайте веселей,

чтоб порадовать гостей.

 

По-геройски Катя с ленью,                                      кипятила молоко,

Воевала целый день,                                                отошла немножко,

Но, к большому сожаленью,                                  подхожу к нему опять -

Победила Катю лень.                                            Молока уж не видать!

 

Эй, ребята-кавалеры,                                              наломаю я сирени,

Отодвиньтесь-ка от нас.                                        Разбросаю у ворот.

Мой дружочек всех пониже,                               заплету я руссу косу –

Его не видно из-за вас.                                              Пусть завидует народ.

 

Мы частушки петь кончаем

И платочек на плечо.

Приходите в мастерскую,

Мы споем вам там еще