Учителя

Муниципальное    бюджетное   общеобразовательное    учреждение

средняя     общеобразовательная    школа  № 1    с. Серафимовский

муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

 

 

 

Профессиональный педагогический проект на тему

«Новые подходы в формировании устойчивого интереса учащихся к рукоделию как способ приобщения их

к народной культуре»

 

 

 

 Проект подготовила:

Клишина Елена Алексеевна,

учитель технологии

МБОУ СОШ №1 с. Серафимовский

 

 

 

с. Серафимовский

2014 г

 

Введение.

 

"Ум, сердце, руки человека требуют труда,

потому что труд есть сама жизнь".

К. Д. Ушинский.

А чтобы дети захотели попробовать что-то сделать своими руками, нужно, прежде всего, пробудить в них интерес к рукоделию. Как получить этот желаемый результат?

Работая учителем технологии 8-ой год, сталкиваюсь с одной и той же проблемой: каждый год приходят новые пятиклассницы, и  среди них все меньше девочек, умеющих и желающих заниматься рукоделием. При всем при этом, впервые придя в кабинет технологии, дети в изумлении застывают перед застекленными витринами, где представлены рукодельные работы, выполненные старшими учащимися. Наблюдая за этим, возникает предположение, что многие из этих девочек ничего подобного не видели в своем окружении, не знают, как это делать, поэтому у них и не возникало желания заняться рукоделием.

 

Актуальность темыпроекта в том,  что одной из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед нашим обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, закрепленный в произведениях народного искусства. С развитием научно- технического прогресса многие народные ремесла и трудовые навыки уходят из повседневной жизни. Наблюдается угасание очагов народного искусства. В связи с этим огромное значение приобретает изучение, сохранение и восстановление забытых технологий и старинных ремесел.Уроки технологии, связанные с рукоделием, призваны активно содействовать формированию устойчивого интереса к декоративному искусству,стимулироватьна изучение новых видов рукоделия. Именно приобщаясь к рукодельному искусству,подрастающее поколениеузнает о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, о своей истории. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение  школьников к народному искусству.  

Теория

К.Д.Ушинский  считал, что воспитание, если оно не хочет бытьбессильным, должно быть народным.Как это сделать, как привлечь детей, если зачастую даже родители не ориентируют и не оказывают поддержки? Этот парадокс объясняется недооценкой родителями роли ОО «Технология» в формировании подрастающего поколения.

Эти размышления подтолкнули меня на мысль о реализации проекта, в котором одним из главных помощников в воспитании у ребенка интереса к рукоделию является не только учитель, но и его родители.

Цель проекта: разработать систему форм и методов работы с учащимися и их семьями по формированию творчески активной личности с ярко выраженным стремлением изучать, накапливать и передавать опыт рукоделия.

Задачи

·                        Расширить круг изучаемых видов рукоделияпосредством кружковых занятий.

·                        Привлечь родителей в процесс формирования потребности в творчестве.

·                        Обеспечить преемственность рукоделия  разными поколениями.

Проект рассчитан на учащихся 5-8 классов. Состоит из нескольких этапов.

Участники проекта:

·                        Учительтехнологии МБОУ СОШ №1 с. Серафимовский,

·                        Учащиеся 5-8 классов

·                        Родители.

Сроки реализации – 3 года (2013 – 2015)

Этапы проекта:

1.                    Организационно- подготовительный (2013 г.)

·                        Изучение литературы по теме

·                        Выявление степени интереса к рукоделию у сегодняшних школьниц, сохранение преемственности  между старшим и подрастающим поколением;

·                        Составление программы кружка с учетом новых видов рукоделия;

·                        Посещение выставок прикладного творчества с целью ознакомления с различными приемами и техниками в рукоделии;

·                        Проведение выставок семейного творчества с целью выявления семей, увлекающихся декоративно-прикладным искусством;

·                        Экскурсии в краеведческий музей с целью сотрудничества и ознакомления с самодельными предметамибыта.

Полученный результат этого этапа:

·       Определена степень интереса к рукоделию у детей и родителей(Прил. 1).

·       Составлена рабочая программа кружка декоративно-прикладной направленности (Прил. 2).

·       Выявлены семьи, увлекающиеся прикладным искусством и привлечены для реализации второго – практического этапа проекта.

·       Разработан план мероприятий по данной теме, реализуемый на практическом этапе.

 

2.                    Практический этап (2014- 2015 г.)

Этот этап я осуществляю через урочную, внеурочную и внеклассную деятельность.

Программа курса технологии изучается разделами, один из которых называется «Рукоделие». Перед изучением различных видов рукоделия прошу учащихся узнать у родителей, кто в их семье владеет или владел тем или иным видом  рукоделия, какие материалы и инструменты нужны для работы, и, если есть, принести работу, выполненную в данной технике.

Так, на один из уроков по изучению счетной вышивки (или вышивки крестом) одна из девочек принесла большое вышитое полотно с изображением иконы. Объемом выполненной работы все учащиеся были удивлены, им было интересно узнать, как это сделать. Тем самым была подготовлена благодатная почва для дальнейшего изучения технологии вышивания. Такой прием знакомства с новым видом рукоделия позволяет одним учащимся продемонстрировать таланты своих близких, а в других -разжечь искорку интереса. А вот будет она разгораться или потухнет, в большей мере будет зависеть от учителя.Поэтому, проводя уроки по рукоделию, выработала для себя несколько этаповпознания учащимися народного искусства:

Первый этап. Эмоциональное восприятие учащимися предметов народного творчества. Этот этап протекает в момент непосредственного восприятия детьми художественной вещи. Конечно, эффективнее, если это будет настоящий предмет, но можно использовать и фото или изображение на слайде.

Второй этап.Объяснение учащимся культурно-исторического смысла, ценности произведения народного творчества. На этом этапе учащиеся знакомятся с историейвозникновения того или иноговида рукоделия.Это помогает детям представить рукодельные предметы в среде, в которой они применялись, уяснить, что большинство вещей создается для того, чтобы человек не только мог любоваться их красотой, но и применять их в быту.

Третий этап. Художественная практика детей, связанная с освоением учащимися приемоврукоделия.Дети непосредственно участвуют всоздании предмета декоративно-прикладной направленности. И помогает им в этом не только учитель, но и родитель. Причем родители, незнакомые с тем или иным видом рукоделия,иногда осваивают его вместе с детьми. А это особенно ценно для нашего времени:  осуществляется  совместная творческая деятельность детей и родителей.

В единстве эстетического познания учащимися предметов народного творчества и их изготовления детьми я вижу один из действенных способовразвития интереса к рукоделию.

Моя задача как учителя подобрать такой материал по рукоделию, чтобы он вызвал восторг у учащихся, и у них не возникло сомнения в том, что они не смогут это сделать.

Стремлюсь к тому, чтобы ученики в итоге понимали, что все приобретенные практические умения пригодятся им в сегодняшней  и дальнейшей, взрослой жизни.Показываю это на собственном примере. Так, при изучении темы «Вязание крючком» надеваю изделие, связанное своими руками. Ученицы сами делают вывод, что такого нет ни у кого,  и у них возникает желание выполнить что-то подобное, причем, я подчеркиваю, чтоэто еще и экономически выгодно. Часто на уроках я обращаюсь к словам Антона СемёновичаМакаренко: «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик».

В результате такого подхода возрастает интерес к предмету технология и, в частности, к урокам по рукоделию (Прил. 3).

Практический этап проекта осуществляется мной и через внеклассную деятельность. Мероприятие «Родной обычай старины» (Прил. 4) было ценно прежде всего тем, что была проведена предварительная работа, способствующая сближению детей с родителями. Чтобы установить связь между поколениями в семье, учащимсядали задание: узнать у родителей, бабушек и дедушек, какими игрушками они играли в детстве.

Так, девочкивыяснили, что в детстве наши бабушки играли в куклы, сделанные из лоскутов своими руками. Одна из бабушек была приглашена на мероприятие и показала учащимся, как можно изготовить такую куклу. Мы видели, как увлекает детей сам процесс "рождения" куклы, а участие их в её создании позволяет развивать у детей творческое начало, воображение, фантазию и, в то же время, узнавать о традициях и культуре своего народа.  "Простоватые" на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. В дальнейшем, заинтересовавшиеся народной куклой девочки, самостоятельно изготовили другие виды кукол и рассказали нам о значении каждой.

К мероприятиям подобного рода можно отнести выставку семейного творчества «Увлечения в моей семье», проводимую в преддверии Дня Матери.На ней были представлены рукодельные работы, выполненные родителями, бабушками, дедушками, родственниками учащихся (Прил.5).Дети с удовольствием приносили эти работы, увлеченно рассказывая, кто из их родственников этим занимается, кто их научил. Эти мероприятия наводят на мысль, чтосовместное творчество способствует сплочению семьи,обеспечивает историческую преемственность поколений в рукоделии. Кроме того, мною были выявлены семьи, увлекающиеся новыми видами рукоделия, такими как – вышивка атласными лентами.В дальнейшем плане работы по развитию интереса к рукоделию – проведение мастер-классов среди учащихся, родителей и учителей по вышивке лентами. В роли мастера планируется привлечение родителей из семей, увлекающихся этим видом рукоделия.

В рамках программы общеобразовательной школы не удается в полной мере реализовать приобщениедетей к рукодельному творчеству. Поэтому мною была разработана программа кружка «Фантазия» (Прил.2), которая реализуется во внеурочной деятельности и дополняет содержание проекта.В кружке состоят увлеченные, инициативные, творческие дети. На занятиях они получают более расширенные знания об интересующих их видах рукоделия, выполняют работы в разных техниках и участвуют в творческих конкурсах и выставках (Прил. 6). Кроме этого, совместно с руководителем кружка разрабатывают творческие проекты (Прил. 7), занимаются исследовательской деятельностью, изучая старинные ремесла (Прил. 8). Своими достижениями они делятся со сверстниками, участвуя в мастер-классах на районном уровне (Прил. 9), тем самым, развивая в них интерес к рукоделию и вызывая желание заняться чем-то подобным.

Одним из итоговых мероприятий в работе кружка является выставка работ учащихся. Онаготовиться членами кружка и представляется на районной выставке детского творчества в ДД(Ю)Т г.Туймазы. Отрадно, что ежегодно выставочный стенд с работами кружковцев занимает призовые места (Прил. 10). С целью развития интереса к прикладному творчеству ивовлечения детей и родителей в работу по изучению и накоплению рукодельного опыта эта же выставка представляется и на итоговом родительском собрании, где озвучиваются творческие достижения учащихся.

Отрадно отметить, что не только учитель ищет поддержки со стороны родителей, но и сами родители чувствуют потребность в сотворчестве. Так, в ноябре 2014 года был объявлен республиканский творческий конкурс «Мир дому моему» для замещающих семей республики Башкортостан, где из нашей школы участвовала семья Макаровых-Васяевых. Мною была оказана помощь в реализации творческого замысла семьи.  Результат порадовал всех: семья заняла 1 место на муниципальном этапе (Прил. 11) и работа была оправлена в Уфу.

Предполагаемый результат практического этапа:

·                        Расширение круга учащихся, интересующихся прикладным искусством, народным творчеством;

·                        Инициатива самих детей по изучению и пропаганде прикладного опыта среди сверстников;

·                        Заинтересованность семьи в приобретении детьми рукодельного опыта. Участие членов семьи в совместных творческих мероприятиях

Завершающий этап проекта ( ноябрь –декабрь 2015 г.)

·                        Обобщение опыта по реализации проекта через выступление на ГМО;

·                        Проведение Недели творчества с приглашением родителей учащихся;

·                        Организация выставки «Семейная мастерская» на муниципальном уровне (в краеведческом музее)

Предполагаемый результат:

·                        Рост количества детей, увлеченных рукоделием;

·                        Развитие умения представлять свои творческие работы на районном, республиканском и российском уровнях;

·                        Организация семейного досуга посредством проведения творческих конкурсов и совместных выставок.

 

При реализации этого проекта была проведена исследовательская работа по выявлению влияния рукоделия на развитие воображения, творческого мышления иуровня творческого потенциала учащихся. В исследовании участвовали ученицы, посещающие кружок«Фантазия».Я сравнила результаты диагностик до начала работы по изучению рукоделию и после.Тем самым попыталась доказать значимость темы своего проекта.

В приложении 12 представлены диаграммы исследования развития воображения, творческого мышления,уровня творческого потенциала учащихся.Диаграммы демонстрируют, что у учащихся значительно повысился уровень развития творческих способностей, активизировалось творческое мышление. Кроме этого, к концу работы по программе дети смогли самостоятельно справляться с предложенной работой без помощи учителя. Они научились анализировать и составлять план работы самостоятельно.

В ходе реализации проекта ученицыне только изучают виды рукоделия, предложенные учителем, но и сами ищут необычные и интересные им виды рукодельного опыта, делятся ими со сверстниками, приобщают родителей к совместному творчеству.

Я считаю, что сегодня многим не безразлично, будет ли наше школьное образование иметь свои народные корни? А вот будут ли в школе звучать мелодия народной песни, звуки родной речи, использоваться народный орнамент, это,в первую очередь, будетзависит от нас – учителей.

Я также считаю, что через воспитание у учащихся интереса к народному творчеству, привития навыков рукоделия можно воспитать социально-ориентированную личность, способную самореализоваться, самоутвердится и саморазвиться. Такой человек всегда будет интересен окружающим и востребован в обществе.

Скачать

Приложение