Классного руководителя

 

 Здравствуйте, уважаемые коллеги. Свое выступление мне хотелось бы начать со слов                     Демокрита: «Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим». ( III век до нашей эры)

      Профессия учителя в целом и должность классного руководителя в частности - дело не легкое. В этой работе много трудностей, но суметь их преодолеть и увидеть потом результаты своей работы – тренирует силу воли и доставляет огромное удовольствие.

         В 2012 году в мою жизнь ворвались замечательные «живчики», так я называю свой нынешний 6в класс. Подвижные и очень активные. На этапе 5 класса ребята представляли собой «песчаную россыпь»: сколько песчинок собрано вместе и в то же время каждая из них сама по себе и каждый ребенок по-своему талантлив. Своей важнейшей задачей    я считаю способность увидеть, разглядеть, не пропустить в   ребенке все лучшее, что в нем есть . А как известно каждый человек, а особенно ребенок, раскрывается полностью, когда чувствует себя свободно, раскованно, что возможно в неофициальной  обстановке, например при проведении внеклассных мероприятий.   Поэтому для работы с новым  коллективом, я определила для себя такую проблемную тему: «Создание условий для развития нравственного, познавательного, творческого, физического потенциала ученика на основе коллективной творческой деятельности».

 Работу решила проводить по намеченной схеме. Первоначально мне нужно было изучить  учащихся класса,  их отношения между собой, среду в которой  они растут и воспитываются.  Затем на основании изученного спроектировать цели и образ жизнедеятельности классного коллектива, согласно основным направлениям воспитательной деятельности.

 Итак, первый этап моей работы -  изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

Для изучение особенностей каждого ученика применяю разные формы и методы индивидуальной работы :

•        Это наблюдения в классе, на переменах, во внеклассной деятельности;

•        рисуночные методики "  Пароход", "  Лесенка"

•        анкетирование на разные темы с целью познания учащихся “Кто твой друг, подруга? Твое любимое занятие после школы? Какие книги ты любишь читать? Как отдыхаешь во время каникул? Для чего нужно учиться?

•        индивидуальные беседы с учащимися

•        классные праздники и классные часы: “Какие черты характера в человеке нравятся, какие не нравятся?”, “Какую роль играет в жизни человека его одежда, внешний вид?”, “ Человек среди людей”, “Я отвечаю за свои поступки”.

      Определить уровень сформированности коллектива, состояния в нем деловых и межличностных отношений  помогает социометрия, которая была  проведена школьным психологом в начале 5 класса.

  Для выявления  наиболее полной картины об учащихся класса  была необходима  информация о родителях. Посещение семей учащихся, индивид беседы с родителями, взаимодействие с соц. педагогом школы  помогло составить картину о воспитательных возможностях родителей .

 После изучения классного коллектива вторым  этапом моей работы  было- проектирование задач и образа жизнедеятельности классного коллектива

Сформировав общее представление об учащихся класса, их быте, взаимоотношениях между собой, я поняла, что  необходима  целенаправленная и системная работа по формированию межличностных отношений в детском коллективе.

      И поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

Ø Способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками, посредством привлечения учащихся к КТД

Ø Создавать условия для сохранения и укрепления здоровья.

Ø Создавать в классе ситуацию успеха, развивать классное самоуправление.

Ø Стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных  и физических возможностей и способностей в каждом ученике.

Ø Развивать сотрудничество   с родителями учащихся посредством включения их в организационный и воспитательный процесс в классе.

  Третим этапом моей работы стало- формирование механизма построения и функционирования воспитательной системы. Для этого мною была разработана рабочая программа воспитательной деятельности «Содружество». Срок реализации которой 4 года. Фундаментом программы являются целевые тематические подпрограммы  

«Учение»

«Я и общество»

«Я гражданин»

  «Семья и семейные ценности»

 «Здоровье»

  «Досуг»

 «Я и природа»

Работа по первому направлению «Учение строится на диагностики познавательных интересов путем проведения анкетирования «Мой любимый предмет», на взаимодействии учитель- предметник -ученик- классный руководитель. В течении всего времени организовывалось участие учеников класса в предметных олимпиадах, интеллектуальных играх, внеклассных мероприятиях по предметам. Систематически отслеживается успеваемость каждого и класса в целом. В контроле за успеваемостью я пытаюсь избежать прямого “лобового” давления на обучающихся. Для этого использую составление рейтинговых таблиц. В них можно наглядно проследить повышение и снижение текущей и итоговой успеваемости каждого обучающееся и класса в целом. После представления такой таблицы нет необходимости в порицании, “проработке”учащихся.

 

Еще В.А.Сухомлинский говорил о том, что нельзя сводить духовный мир маленького человека только к учению. Человеческая личность – это обязательно гармония мыслей и поступков. Для овладения культурой общения в классе проводятся классные часы «Уроки доброты», «Этикет и культурный человек», «Учимся общению без конфликтов», практикумы в предверии праздников «Давайте говорить друг другу комплименты». Все это способствует развитию культуры общения.

Реализуя подпрограмму «Я гражданин» был разработан ряд классных часов по нравственно- патриотическому воспитанию.  Соответствуя основной теме  работы с классом развития нравственного потенциала ученика на основе коллективной творческой деятельности  с учащимися класса были подготовлены классные часы для параллели 5-6 классов на тему «У войны не детское лицо» (О ВОВ и пионерах-героях), «Мы первые в космосе».

Четвертое  направление в моей воспитательной системе – это "семья – первая ступенька социализации и самосознания ребенка", и она играет главенствующую роль. Родители! Без них немыслимо воспитание учеников. Стараюсь использовать различные формы работы с родителями – собрания, конкурсы, праздники. Новой формой проведения родительского собрания считаю медиасобрания. В процессе подготовки родительского собрания я готовлю интерактивную презентацию с фотографиями, графиками, диаграммами. Такая форма позволяет родителям наглядно увидеть проделанную работу.

Проведение совместных праздников объединяет не только детей, но и родителей. Поэтому  в этом учебном году было проведено мероприятие «Мир наших увлечений», где каждый родитель узнал о таланте и увлечении всех детей в классе, а дети в свою очередь узнали, какими были родители в детстве.

Работая над темой: «Создание условий для развития физического потенциала ученика на основе коллективной творческой деятельности» в программе был выделен блок  физкультурно-оздоровительного направления.

С помощью школьного фельдшера была проведена диагностика физического и психического здоровья учащихся. На основании этих данных был выстроен план

организация оздоровительных мероприятий. В течении всего времени класс принимает активное участие в общешкольных спортивных мероприятиях, таких как  кросс «Золотая осень», «Зарница», «Спортивная эстафета» и др. Пропаганда здорового образа жизни  ведется посредством организации с учащимися походов, прогулок на свежем воздухе, поездках в физкультурно-оздоровительные центры, на каток и др.

С целью профилактики здорового образа жизни в программу включены и реализуются цикл классных часов о вреде курения, алкоголя, наркотиков и бесед о правильном режиме дня, о пользе и вреде компьютера.

Шестую  целевую подпрограмму – «Досуг» можно охарактеризовать словами из нашей визитки

Вы даже представить себе не можете,

Сколько было у нас интересного!

Викторины и разные конкурсы

В нашем классе надолго запомнятся.

2-й ученик.

Совмещали порой невозможное —

Репетиции вместе с контрольными,

Тренировки, потом сочинения,

  Мероприятия, танцы и пение.

Общение в походах, на экскурсиях, классных мероприятиях помогает сплотить коллектив, сделать жизнь яркой и незабываемой.

Седьмая целевая программа – «Я и природа»

 

 

В каждом проводимом деле я пытаюсь обеспечить возможность для проявления учащимися своих способностей и творческих устремлений, создать для своих воспитанников ситуацию успеха. Думаю, не случайно в разных видах деятельности становятся лидерами разные обучающиеся, которые выполняют эту роль не по принуждению, а в соответствии со своими желаниями, интересами, свободно сделанным выбором.

В работе с ребятами стараюсь использовать либеральный стиль взаимоотношений. Наиболее важными характеристиками моих отношений с классом являются: взаимодоверие, честность, ответственность и самостоятельность.

 

Свою воспитательную систему характеризую такими понятиями, как “добро” и “доброта”, “коллектив” “доверие”, “уважение”, “творчество”, “индивидуальность”, “самостоятельность”. Я стремлюсь, чтобы эти ценности составляли основу всей жизнедеятельности класса и каждого ученика в отдельности, проявлялись в общении и отношениях внутри классного коллектива и за ее пределами.

Первые плоды можно видеть спустя полтора года работы. Как известно характер взаимоотношений в классном коллективе  отражает социометрический опрос. Вот результаты на начало 5 класса и середину 6 класса. Показатели сплоченности по всем критериям: руководства, дружбы, спорта, труда выросли более чем на 10%. Но есть еще над чем работать, значит будем продолжать в том же направлении.

 

Скачать