Рекомендации 

 по выполнению проектов

 

Типология проектов.

1. Практико-ориентированный проект.

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города, и т. д.

Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению России.

2. Исследовательский проект.

Понятие исследовательского проекта. Особенности исследовательского проекта. Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта; объект исследования, проблема. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.

3. Информационный проект.

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения представления для широкой аудитории.

4. Ролевой проект.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей.

5. Творческий проект.

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

Творческий проект

Творческий проект – это итоговая работа учащегося за год по технологии, самостоятельная разработка и изготовление объекта технического или художественного творчества.

Проект также должен предусматривать изготовление нового, эффективного, конкурентоспособного изделия, отвечающего потребностям человека.

Творческий проект состоит из двух частей:

1. Техническая документация, содержащая обоснование основных шагов, принятых решений, результаты исследования проекта, рисунки, схемы, чертежи, подробная технологическая разработка задуманного объекта, расчет себестоимости проекта.

2. Изготовление проекта – наглядно представленная система способов соединения и взаимодействия частей изделия, а также материал, из которого эти части изготовлены.

Образец оформления проекта

 

 

Выбор темы и обоснование проекта

Задание 1.

Проектирование как вид творчества предполагает восхождение, движение от старого к новому, от известного к неизвестному, от дефицита и некачественного товара к новому, более совершенному.

Оглянитесь вокруг, посмотрите, что вас не устраивает, например, в оформлении класса, квартиры или школы. Подумайте о возможности изготовления каких-либо необходимых изделий для отдыха или игр на улице, которые можно изготовить своими руками, и запишите их в банк идей.

Банк идей проектов

Область деятельности

Перечень возможных проектов

Школа

 

 

Дом

 

 

Досуг

 

 

Техническое творчество

 

 

Декоративно-прикладное искусство

 

 

Посмотрите внимательно на таблицу «Банк идей проектов», подумайте и определите наиболее интересные для себя 1–3 темы проектов изделий, которые вы сможете спроектировать самостоятельно и изготовить. Запишите выбранные темы.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ

Выполнение проектов осуществляется в четыре этапа.

1.Подготовительный этап:

– выбор учащимся темы проекта, его обоснование и формирование мотивов выполнения;

– определение совместно с учителем необходимого объема знаний, умений и навыков для осуществления проекта;

– составление учащимся с помощью учителя плана работы по реализации проектов;

– определение необходимых материальных и финансовых затрат для изготовления проекта.

2.Конструкторский этап:

– рассмотрение нескольких возможных вариантов выполнения проекта, выбор из них оптимального;

– сбор и обработка требуемой информации по литературным источникам;

– разработка конструкции, изучение технологии изготовления задуманного объекта труда;

– разработка соответствующей технико-технологической документации, подготовка необходимых материалов, оборудования, инструментов;

– распределение обязанностей (для группового и коллективного проектов).

3.Технологический этап:

– выполнение учащимся проекта с учетом требований технологии и дизайна, текущий контроль и корректировка его деятельности учителем;

– соблюдение правил техники безопасности.

4.Заключительный этап:

– самооценка качества выполненной работы.

Выполненные проекты оцениваются по четырех балльной системе: «неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Проекты, получившие хорошие и отличные оценки, демонстрируются на выставках детского творчества, продаются на школьных ярмарках

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА

1. Оригинальность темы и идеи проекта.

2. Конструктивные параметры: соответствие конструкции назначению изделия; прочность, надежность, оригинальность, удобство пользования.

3. Технологические критерии: соответствие документации, оригинальность применения и сочетания материалов, соблюдение правил техники безопасности.

4. Эстетические критерии: композиционная завершенность, дизайн изделия, использование традиций народной культуры.

5. Экономические критерии: потребность в изделии, экономическое обоснование, возможность массового производства.

Готовые изделия должны быть снабжены этикеткой с названием проекта и указанием его исполнителей; пояснительной запиской и конструкторско-технологической документацией.

Время по выполнению творческого проекта целесообразно распределить следующим образом:

Этап работы

над проектом

Период

работы

Кол-во часов

Содержание

Подготовительный этап

Сентябрь

2

Определение задачи и содержание деятельности по изготовлению учебных проектов

Октябрь

2

Определение конкретной тематики проектов, обсуждение планов работы, источников информации

Конструкторский этап

Январь

2

Обсуждение собранной информации, предлагаемой конструкции изделия, технологии исполнения

Технологический этап

Март–апрель

6–8

Изготовление изделия, консультация учителя по выполнению проектов, оформлению документации, предзащита в классе

Заключительный этап

Апрель

2

Защита проекта перед аттестационной комиссией

РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению различных видов творческих проектов
в 5–11 классах на уроках технологии

Творческий проект может быть выполнен как одним учащимся, так и группой. Оптимальный выбор вида выполняемого проекта и предъявляемых к нему требований определяется возрастом учащихся.

Класс

Вид проекта

Требования к оформлению проекта

1

2

3

5

Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита

Обоснование выбора темы, эскиз изделия, технологическая карта, использование материалов и инструментов. Правила ТБ, выполнение соответствующей записи в рабочей тетради

6

Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита

Обоснование выбора темы, эскиз изделия, технологическая карта, расход материалов. Правила ТБ, выполнение соответствующей записи в рабочей тетради

7

Индивидуальный проект (самостоятельно выполненное изделие) и его публичная защита

Обоснование выбора темы, эскиз  и чертеж изделия, технологическая карта (с графическим изображением последовательности операций), краткая историческая справка, расчет цены изделия. Правила ТБ, выполнение соответствующей записи в рабочей тетради

8

Индивидуальный или групповой проекты

Обоснование выбора темы, эскиз  и чертеж изделия, оценка вариантов, технологическая карта (с графическим изображением последовательности операций), краткая историческая справка, расчет финансовых затрат. Правила ТБ, при групповом проекте – вклад каждого ученика. Компьютерное оформление проекта

9

Индивидуальный, групповой или коллективный проекты

Обоснование выбора темы, эскиз  и чертеж изделия, оценка вариантов, технологическая карта (с графическим изображением последовательности операций), полное экономическое обоснование),  экологическая безопасность, краткая историческая справка, расчет финансовых затрат. Правила ТБ, при групповом проекте – вклад каждого ученика. Компьютерное оформление проекта

10–11

Групповой или коллективный проекты

Все вышеуказанные требования с учетом профиля обучения

 

Памятка учителю

Обучая учащихся выполнению индивидуальных творческих проектов, приучайте их:

1. Сформировать идею (проблему) проекта исходя из потребностей и ограниченности ресурсов.

2. Погружать в идею, осознавать её, разрабатывать альтернативные варианты.

3. Определять критерии оценки проекта (уникальность, превосходство, экономность, технологичность, экологичность, габаритность, вес и др.)

4. Разрабатывать план реализации идеи.

5. Проектировать изделия.

6. Соблюдать требования ГОСТ, дизайна, технологичную культуру, охрану труда и технику безопасности.

7. Оценивать результаты своей деятельности (положительные, отрицательные).

Требования к «Уголку проектов»

«Уголок проектов» должен содержать в себе следующие основные информационные разделы:

– основные сведения о проектах;

– методика выполнения проектов (общий план проектированной, конструкторской, технологический деятельности);

– сведения о выборе обоснования проекта;

– последовательность выполнения проекта;

– банк проектов, методика формирования банка идей и предложений;

– образцы проектов;

– сведения о возможности применения ЭВМ при выполнении проектов;

– методика расчета стоимости (совместимости) различных изделий;

– рекомендуемая литература.

Памятка учащемуся

Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли через этот процесс.

Осознание нужд и проблем.

Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появляются проблемы, требующие решения. Посмотри вокруг, нужна ли твоя помощь кому-то, что ты можешь сделать своими руками? Возможно, в доме, школе, на игровой площадке, на улице ты принесешь пользу. Подумай, в какой среде деятельности ты мог бы себя реализовать?

Выбранная проблема должна быть оформлена в виде описания, где ты указываешь функциональное назначение, степень значимости.

Ты должен четко сформулировать то, что собираешься делать. Делать то, в чем есть потребность.

Исследования и развитие идеи.

Следующий шаг – найти как можно больше информации по своей проблеме.

Сходи в библиотеку, посмотри журналы и газеты, посоветуйся со старшими.

Фиксируй все: интересные идеи, которые пришли тебе в голову, а также эскизы, рисунки, пометки.

Оцени свои возможности: достаточно ли тебе знаний и умений для реализации твоей идеи.

Реально оцени время для решения твоей проблемы, материалы, имеющиеся в твоем распоряжении, материалы и их стоимость, подумай о внешнем виде изделия. Предложи комплекс мер по организации реализации своей идеи. Оцени ее.

Поиск альтернативных вариантов.

Запомни, любая проблема может иметь много различных вариантов решения. Выбери наиболее оптимальный с точки зрения экономного расходования материалов, экологичности, техники изготовления.

Конструирование изделия.

Сейчас ты должен подумать над формой своего изделия: сложное или простое, из каких основных частей состоит.

Рассмотрев альтернативные варианты конструирования, выбери наиболее оптимальный. Изобрази графически или сделай словесное описание.

Разработка последовательности изготовления.

Сейчас ты должен составить план изготовления изделия. Запиши порядок своей работы, тщательно подумай, какие материалы тебе понадобятся, какими инструментами и приспособлениями будешь работать. Выбери наиболее рациональную технологию. Прими во внимание альтернативные варианты. Выполни технологические карты или эскизы.

Изготовление изделия.

Бережно относись к материалам, школьному оборудованию. Соблюдай технологическую, трудовую дисциплину, культуру труда. Изготовь детали, собери изделие.

Анализ и оценка изделия.

Решил ли ты проблему? Подумай об этом, спроси у других. Может быть, тебе необходимо произвести изменения в своем проекте, оцени его по всем требованиям. Определи, для чего он предназначен, каковы его положительные стороны (недостатки), какие отрицательные последствия имеет изготовленное тобой изделие?