Исследовательские работы учащихся

 Сырьевой состав ткани школьной формы и его влияние на здоровье учеников
 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Серафимовский

муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

 

 Сырьевой состав ткани школьной формы и его влияние на здоровье учеников

 

 

Выполнила:  Янгулова Элина, ученица 10а кл

Руководитель: учитель технологии

МБОУ СОШ №1 с.Серафимовский

Клишина Елена Алексеевна

 

 

 

 

 

 

с. Серафимовский

 2013

 

Оглавление

 

Введение                                                                                                                  

Глава I.   Обзор литературы

1.1. Гигиенические нормы                                                                                      

1.2. Основные виды волокон  и их свойства                                                                                                               

Глава II. Эмпирическое исследование  

2.1. Изучение предложений рынка по школьной форме                                    

2.2.  Социологический опрос                                                                                                                                                            

2.3.     Исследование сырьевого состава  ткани  путем пробы на горение                                                                                 

Выводы                                                                                                                                                                                                                                        

Заключение                                                                                                                                                                                                     

Литература                                                                                                                                                                                                          

Приложения

 

Введение

     Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Федеральный закон принят Госдумой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. В соответствии с новым законом "Об образовании" с 1 сентября во всех учреждениях общего образования на территории РФ для учащихся была введена единая форма [5]. А значит, ассортимент детских товаров пополнится еще одной категорией - школьной формой. Емкость этого рынка оценивается в 36 млрд рублей.

      По наблюдениям президента, председателя правления Национального союза производителей школьной формы "Союзформа" Евгения Томака, самая тревожная тенденция на рынке школьной формы - тотальное засилье в торговых сетях продукции, не соответствующей санитарно-гигиеническим нормам, принятым в России и на территории стран Таможенного союза: "Мы проводим тестовые закупки образцов школьной формы в регионах, которые затем передаем на испытания в лицензированные лаборатории. Результаты шокируют: 80-90% протестированной продукции не соответствуют требованиям и, соответственно, небезопасны для здоровья детей "[3].

      Актуальность проблемы не вызывает никаких сомнений, так как,   рынок предлагает форму исходя из ее цены и внешнего вида, на состав материалов и крой мало кто обращает внимание.

     Тема исследования: «Сырьевой состав ткани школьной формы и его влияние на здоровье учеников».    

      Цель исследования: исследовать сырьевой состав ткани школьной  формы, предлагаемой рынком, и выявить соответствие этой ткани санитарно-гигиеническим нормам.    

Объект исследования:   школьная форма

     Предмет исследования:   сырьевой состав ткани, используемой для пошива школьной формы.

     Гипотеза исследования: основана на предположении, что   современные производители не соблюдают санитарно-гигиенические нормы, предъявляемые к   тканям для школьной формы.

     В соответствии с целью и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

ü   Ознакомиться с нормативной документацией, определяющей требования к школьной форме, с санитарно-гигиеническими нормами, предъявляемыми к школьной форме;

ü Изучить конъюнктуру рынка по исследуемой проблеме;

ü Провести экспериментальное исследование по выявлению типов тканей, используемых производителями  для пошива   школьной формы.

В исследовании использовались теоретические и эмпирические методы:

Ø теоретический анализ нормативной документации  по состоянию изучаемой проблемы;

Ø экспериментальные методы (социологический опрос,  метод сравнения проб на горение,  анкетирование ).

Исследовательская  работа осуществлялась в три этапа:

Первый этап – теоретический: разработка гипотезы и способов ее экспериментальной проверки. Был проведен теоретический анализ   нормативно-правовой литературы по теме исследования. На этом этапе определены предмет, объект, цель и задачи исследования.

Второй этап – организация диагностического эксперимента: изучение предложений рынка по школьной форме,  проведение социологического опроса,  исследование сырьевого состава ткани школьной формы.

 Третий   этап –   анализ полученных данных, обобщение результатов, подведение итогов исследования.

Практическая значимость исследования заключается:

Ø в выработке рекомендаций для родителей и учащихся по приобретению школьной формы.

Экспериментальной базой исследования является МБОУ СОШ №1 с. Серафимовский.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

Глава I.   Обзор литературы

 

1.1.Гигиенические нормы

     Минобрнауки России в связи с участившимися вопросами по регламентации требований к школьной одежде обучающихся, а также вступлением в силу с 1 сентября 2013 г. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон), согласно которому установление требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено Законом или законодательством субъекта Российской Федерации (пункт 18, часть 3, статья 28 Закона), направило для использования Модельный нормативный правовой акт субъектам Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования [Прил. 1].

     Согласно 5 пункту  этого акта «Одежда обучающихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17 апреля 2003 г. № 51 (зарегистрировано Минюстом России 5 мая 2003 г., регистрационный № 4499)» [Прил. 2]. Максимальный процент синтетический волокон в школьной форме — 30 — 35% для блузок и рубашек, и 55% — для костюмов. Конечно, чем меньше этот процент — тем лучше, так как наличие синтетики хоть и продлит срок службы формы, однако может отрицательно сказаться на здоровье ребенка. Например, синтетические волокна не дают коже дышать, в результате нарушается тепловой обмен и ребенок начинает потеть. Увеличение потливости может привести к переохлаждению, что чревато в дальнейшем возникновением простудных заболеваний.

     Кроме того, большое количество синтетических волокон может привести к возникновению у детей аллергии. Причина проста: синтетика похожа на пылесос, притягивающий к себе не только частицы пыли, грязи, но и различные микроорганизмы, которые оказывают влияние на слизистые ребенка и могут стать причиной возникновения сыпи.

     Однако не только физически может оказать негативное воздействие такая одежда. Дело в том, что синтетика еще способствует накоплению статистического электричества, которое может привести к возникновению дискомфортного состояния у детей. Электричество оказывает влияние на нервную систему ребенка, вызывая раздражение и быструю утомляемость.

     С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододёжный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. За счет этого одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы. Взаимодействие между кожей ребенка и тканями школьной одежды определяется гигиеническими свойствами ткани: толщиной, массой, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, гидро- и липофильностью, а также теплопроводностью [6].

     Теплопроводность характеризует теплозащитные свойства материалов: чем она ниже, тем теплее материал. Толщина тканей измеряется в миллиметрах и влияет на теплозащитные свойства ткани. В материалах имеющих большую толщину содержится больше воздуха, который обладает низкой теплопроводностью. Следовательно, чем толще материал, тем он теплее. Масса ткани измеряется в граммах по отношению к единице площади материала. Гигиенически оптимальной является ткань с минимальной массой и сохранением всех необходимых ей свойств.

     Воздухопроницаемость - измеряется в куб. дм. и означает способность материалов пропускать воздух через 1 кв. м в секунду путем фильтрации через поры. Поверхностный слой зимней и осенней одежды должен иметь низкую воздухопроницаемость в целях защиты от холодного воздуха. Летняя одежда должна обладать максимальной вентилируемой, то есть большой воздухопроницаемостью.

     Паропроницаемость - измеряется в граммах водяного пара, проходящего за 1 час через 1 кв. м ткани, и определяет способность материалов пропускать через себя водяные пары, постоянно образующиеся в пододёжном пространстве, путем диффузии их через волокна. В местностях с жарким климатом, когда теплоотдача осуществляется в значительной мере за счет испарения, одежда должна иметь наибольшую паропроницаемостъ.

     Гигроскопичность - характеризует способность тканей поглощать водяные пары, выражается в %. Хорошая гигроскопичность является положительным свойством материалов, используемых для внутренних слоев одежды; способствует удалению пота с поверхности кожи. Гигроскопичность тканей, применяемых для верхних слоев зимней и демисезонной одежды, должна быть минимальной, что предотвращает её промокание при атмосферных осадках и снижение теплозащитных свойств.

     Гидрофильность – отражает способность ткани быстро и полно впитывать влагу, выражается в % .Высокая гидрофильность должна быть у тканей, непосредственно соприкасающихся с кожными покровами и поглощающих водяные пары с кожи.

     Липофильность – характеризует способность тканей впитывать в себя жир с поверхности кожи, выражается в %. Высокие её свойства являются отрицательным свойством, присущим в основном синтетическим тканям, т.к. капельки жира заполняют воздушные пространства между волокнами и ухудшают тем самым физико-гигиенические свойства материалов[4, 93].

     Следовательно, гигиенические свойства школьной формы весьма важны для теплового комфорта и самочувствия ребенка. Требования к составу ткани, из которой она сшита, более жесткие, потому, что ребенок носит эту школьную одежду значительное время суток, школьник проводит в школьной форме (5-6 ч, с учетом продленного дня до 8-9 ч).

 

 

1.2. Основные виды волокон и их свойства

 

     Ткани сохраняют свойства текстильных волокон, из которых они изготовлены. Свойства волокон же определяются их происхождением, наиболее емко представленном в классификации текстильных волокон [Прил.3].

     Волокна растительного происхождения

Хлопок

Хлопок – это тончайшие волокна, покрывающие семена растения хлопчатника. Хлопковое волокно, более чем на половину состоящее из целлюлозы, полое. Оно имеет канал по всей длине. Стенки волокна имеют слоистое строение. Все это обеспечивает высокую гигроскопичность хлопчатобумажных тканей. Хлопковое волокно поглощает 20-65% влаги от собственного веса и при этом не кажется влажным. Считается, что белье, сшитое из 100%-ного хлопка, идеально для кожи. До сих пор хлопок - это самый естественный и самый дружелюбный материал для человека. Приносящий желанную прохладу в жару, обладающий антибактериальными свойствами и не вызывающий аллергию, хлопок оберегает чувствительную кожу так естественно и незаметно, как может делать это только сама природа.

     Волокна животного происхождения

Шерсть овечья

Главным «поставщиком» шерстяных волокон является овца. Шерстяные ткани мало загрязняются и почти не мнутся. Нередко шерстяной одежде достаточно немного повисеть во влажном помещении, чтобы разгладились замятины и выветрились запахи пота, еды и дыма. Поверхность шерстяной ткани отталкивает капельки воды, но впитывает до 40% влаги в виде пара. Сохнет шерсть медленно. Однако хорошо сохраняет тепло и обладает свойством сваливаться, что усиливает ее теплоизоляционные свойства и делает ветронепроницаемой.

Шелк

Натуральное шелковое волокно получают из коконов тутового шелкопряда, то есть гусениц, которые встречаются в природе или специально разводятся человеком. Одежду из шёлка приятно носить в любую погоду. Она греет в холод и дает прохладу в жару. Любая шелковая ткань впитывает влагу в количестве, равном почти половине собственного веса, и при этом на ощупь не кажется влажной. Шелк быстро испаряет влагу с поверхности кожи. Однако пот может стать причиной появления несмываемых пятен, которые делают шелк ломким.

     Искусственные целлюлозные волокна

Вискозные волокна

Вискоза (иногда ее называют "искусственный шелк") —  волокно, получаемое переработкой природной целлюлозы. Таким образом, вискоза представляет собой натуральную целлюлозу без посторонних примесей. Вискозное волокно гигроскопично, что обуславливает высокие гигиенические качества ткани из него, и, благодаря доступности исходного сырья, относительно недорого. Изделия из вискозы легко стираются, но с ними нужно обращаться бережно. Вискозные волокна впитывают влагу лучше, чем хлопок, однако они менее прочные во влажном состоянии и не такие ноские. По своим физико-химическим свойствам вискозные волокна повторяют натуральные материалы (хлопок, шерсть), а по блеску и гладкости соперничают с шелком.

Синтетические волокна

Синтетические волокна изготовляют из полимерных материалов, полученных синтезом простых веществ (этилена, бензола, фенола, пропилена и др.), которые вырабатывают из нефтяных газов, нефти и каменноугольной смолы. Полиэстер

Это полиэфирное волокно, самое разнообразное из всех синтетических волокон. Полиэстер характеризуется самой высокой несминаемостью. Классическая смесь — это 50% полиэстера с 50% шерсти или с 50% хлопка. Полиэстер обладает очень хорошей стойкостью к свету, является термостойким волокном, великолепно чистится и легко стирается. Волокно термопластично, благодаря чему изделия хорошо сохраняют эффекты плиссе и гофре. По стойкости к истиранию и изгибам уступает только капроновому волокну. Однако полиэстер обладает очень низкой гигроскопичностью, повышенной жесткостью, электризуемостью и повышенной пиллингуемостью.

Полиамид

Наиболее известными полиамидными тканями являются нейлон, капрон. Полиамидные волокна — самые прочные из всего сырья текстильной продукции в отношении разрыва и истирания. За счет своей превосходной крепости в соединениях с шерстью и хлопком полиамид наделяет ткани прочностью и стабильностью.

Полиакрилонитрильные волокна

Самые известные ткани — акрил, нитрон. Наиболее мягкое, шелковистое и «теплое» синтетическое волокно. Полиакрил изготавливается почти исключительно в виде высокообъемных извитых тканей и поэтому на ощупь сильно напоминает шерсть. Между тем он превосходит шерсть по теплозащитным свойствам. Но по стойкости к истиранию уступает даже хлопку. Обладает малой сминаемостью и усадкой, низкой гигроскопичностью, сильно электризуется и пиллингуется.

     Синтетические волокна в отличие от природных и искусственных характеризуются малым влагопоглощением, поэтому изделия из них быстро высыхают. Синтетические волокна имеют ряд недостатков. Так, малое влагопоглощение способствует накоплению электростатических зарядов на их поверхности, снижает гигиенические свойства, что ограничивает использование этих волокон для выработки бельевых и детских изделий. В настоящее время основную массу синтетических волокон используют в сочетании с природными и искусственными, что позволяет вырабатывать текстильные изделия, отвечающие требованиям  потребителей [2, 147].

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование

 

2.1. Изучение предложений рынка по школьной форме

 

     Мест, где приобрести форму для детей, множество. Однако не каждый производитель готов вам предложить то, что соответствует всем стандартам качества. Для изучения предложений рынка по школьной форме мы посетили рынки и  магазины в Туймазах и Серафимовском. За основу школьной формы мы взяли классическую модель: платье и два фартука. К сожалению, на рынке «Молодежный»  в Серафимовском, данной модели не оказалось.

Таблица 1

Торговая точка

Сырьевой состав ткани, указанный на этикетке

Органолептическое (по внешнему виду и на ощупь) исследование сырьевого состава ткани

Цена товара, руб

Городской рынок

[Прил. 4]

Мод 1

100% полиэстер

Синтетика

1700

Магазин «Юбилейный» [Прил. 4]

Мод 2

100% полиэстер

Синтетика

1850

Торговый комплекс «Арго» [Прил. 4]

Мод 3

100% полиэстер

Синтетика

1275 руб платье

2800 - комплект

Розничный Интернет-магазин «Милашка Сьюзи»

[Прил. 4]

Мод 4

Вискоза 65%, п/э 35%

-

1430 только платье

 Торговый комплекс «Аструм»

[Прил. 4]

Мод 5

Вискоза 30%, п/э 47 %, шерсть 20%, лайкра 3%

Полушерсть

платье + 2 фартука+воротник + манжеты — от 2700 рублей

Магазин «Семья» [Прил. 4]

Мод 6

100% полиэстер

Синтетика

От 1480

 

Обследовав большую часть торговых точек города, мы пришли к выводу, что на рынке в основном представлены модели школьной формы, сшитые из синтетических тканей. Пошив более-менее качественный, а гигиенические свойства ткани не  соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Дело в том, что производители, которые изготовляют такую одежду, с трудом покрывают расходы. Причина в том, что изделия производятся круглый год, круглый год они ждут в магазине своих покупателей, вот только спрос на них начинается лишь в конце лета. Следовательно, весь этот простой приходится добавлять к стоимости. Конечно, есть выход — заменить натуральные ткани на синтетику: так ведь намного дешевле для потребителей. Поэтому и заполняется рынок относительно дешевой, выполненной из  синтетической ткани, школьной формой, рассчитанной на покупателей со средним достатком.

 

 

 

2.2.  Социологический опрос

     В нашей школе вопрос о школьной форме был решен задолго до принятия нового Закона об образовании. На общешкольном родительском собрании было предложено принять за основу школьной формы классический вариант одежды темно синего цвета, модели школьной формы можно было принимать на классных собраниях.

     Так два класса, 8б и 9б, выбрали для девочек классический вариант школьной формы: платье и два фартука. Более того они решили сшить форму на заказ, чтобы модель была у всех одинаковая. Ученицы этих классов и часть девочек нашей школы, имеющих такую же модель школьной формы, приняли участие в социологическом опросе.

 

Ф.И.________________________________________________, класс_________
 

Считаешь ли ты, что …

  1.   Твоя школьная  форма   удобна или нет?

2.      В   твоей школьной форме жарко в теплое время года?

  1. В   твоей школьной форме  холодно в холодное время года?
  2.  Посмотри на ярлык твоей школьной формы и запиши сырьевой состав ткани

______________________________________________________________________

 

  1.  Принеси часть ниточек со среза на шве твоей школьной формы.
  2.  Где вы приобретали твою школьную форму? ______________________________
  3.  Какова ее стоимость?_________________________________________
  4. Ты теряешь индивидуальность, нося   школьную форму?
  5. Школьная форма экономит деньги родителей?
  6. Нужно  ли изменить внешний вид  школьной формы?
 

     После обработки результатов анкетирования были получены следующие данные

Таблица 2

Вопрос

Ответ, %

Да

Нет

Твоя школьная  форма   удобна или нет?

43

57

В   твоей школьной форме жарко в теплое время года?

46

54

В   твоей школьной форме  холодно в холодное время года?

59

41

Ты теряешь индивидуальность, нося   школьную форму?

39

61

Школьная форма экономит деньги родителей?

67

33

Нужно  ли изменить внешний вид  школьной формы?

71

29

 

Наиболее наглядное соотношение процентов можно проследить на диаграммах [Прил. 5].

В ходе проведенного опроса было выявлено, что 86 % школьной формы опрашиваемых изготовлено из синтетических тканей, хотя стоимость такой формы нельзя назвать дешевой:52 % стоит – более 2000 руб., 44% - от 1500 до 2000 руб., и лишь 4 % приобрели школьную  форму по цене ниже 1500 руб.  В основном (70 %) форма сшита на заказ в ателье города,  15% куплено в магазинах города Туймазы и еще 15 % приобретено в магазинах других городов.

     Вопрос школьной формы интересует не только детей, их родителей, законодателей, но и журналистов. Так Василий Махровский, корреспондент Российской газеты, изучив состояние данной проблемы в разных странах и, в своей статье «А как у них…»,  рассказал нам об этом [Прил.6].

 

2.3.     Исследование сырьевого состава  ткани  путем пробы на горение

     Для определения вида волокнистого материала ткани необходимо определить вид сырья, из которого выработаны нити или пряжа, его определяют по отличительным свойствам сырья с использованием органолептического, микроскопического и химического методов. Органолептический метод включает многочисленные пробы — на ощупь, по внешнему виду, цвету, запаху, горению, разрыву отдельных нитей в сухом и мокром состоянии. Данный метод не точен, его применяют, если нужно быстро определить сырьевой состав нити и пряжи. Для более точного определения сырьевого состава нитей и пряжи следует применять микроскопический и химический методы.

      Для органолептического исследования нужно из образца ткани вынуть нити основы и утка, раскрутить их и рассмотреть. У крученых нитей следует исследовать отдельно каждую одиночную нить. При анализе образцов ткани вид использованного сырья в основе и утке можно определить методом горения. По характеру горения волокон, выделяемому запаху, цвету и форме остатка, цвету и наличию дыма и пепла можно предварительно оценить природу волокна[1,89].

     Для этого вынутую из ткани нить берут за один конец, а другой вводят в пламя спиртовой или газовый горелки и по поведению нити в процессе сгорания определяют вид сырья.

 

Таблица 3

Вид волокна

Поведению нити в процессе сгорания

Поведение нити в кислоте

Поведение нити в щелочи

Натуральные волокна растительного происхождения (хлопок, лен)

быстро сгорает, образует легко распадающийся пепел серого цвета и издает запах жженой бумаги.

 

Растворяется

Набухает, но не растворяется

Натуральные волокна животного происхождения (шерсть, шелк)

горит малым мерцающим пламенем и издает запах жженого пера, образует нагар, легко растирающийся между пальцами

устойчиво к действию минеральных кислот, разрушается в горячей серной кислоте

 

растворяются

Искусственные волокна

Вискоза

 

 

 

 

 

 

 

 

Ацетат

 

 

 

 

быстро сгорают, образуя рассыпающуюся золу светло-серого цвета, и издают запах жженой бумаги.  

 

 

растворяются в горячих разбавленных и в холодных концентрированных кислотах

 

 

 

 

 

концентрированные растворы щелочей вызывают набухание и снижение прочности

 

 

 

быстро горят, сворачиваются в маленькие бурые шарики, пахнущие уксусом. При вынесении нитки из пламени   горение прекращается

разрушается концентрированным растворами сильных кислот

 

устойчив

Синтетические волокна

Капрон (полиамидные волокна)

 

 

 

 

Лавсан (полиэфирные волокна)

 

 

 

 

Нитрон

 

 

 

 

 

 

 

  Плавятся без запаха с выделением белого дымка, образуя твердый шарик на конце нити

 

 

неустойчиво к действию растворов минеральных кислот

 

 

Устойчиво к действию щелочей

  Плавятся без запаха с образованием  твердого шарика на конце нити и выделяет черный дым с копотью

Устойчивы к действию минеральных кислот.Разрушаются сильными кислотами

Устойчивы к действию слабых щелочей.

горят медленно  коптящим пламенем образуют   твердый  шарик на конце нити

Устойчивы к действию минеральных кислот

 

 

     Из приведенной таблицы видно, что натуральные волокна при горении оставляют рассыпающийся остаток, в то время как синтетические после горения образуют твердый не растирающийся остаток.  Это свойство волокон мы и взяли за основу при проведении нашего исследования.

    Первым образцом для исследования стали нитки, взятые из школьного платья учащейся 5-го класса, приобретенного в магазине (образец 1).

     Школьное платье учащихся 8б класса было сшито из одинаковой ткани,   на срезе которой мы взяли нитки (образец 2).

     На школьных платьях учащихся 9б, купленных в магазине (образец 4) и сшитых на заказ (образец 3), тоже были взяты образцы нитей для эксперимента.

     Из школьного платья учащихся 5-го класса, выбравших школьную форму советских времен, также были взяты нитки для эксперимента (образец 5).

 

 

 

 

  Таблица 4 «Поведение разных образцов нити в пламени»

Образец

[Прил.7]

Поведению нити в процессе сгорания [Прил.7]

Вывод

образец 1

 

Горит быстро, выделяет черный дым с копотью.  Образует  твердый шарик на конце нити  

Синтетическое волокно

образец 2

Горит быстро, образуя твердый шарик на конце нити

Синтетическое волокно

образец 3

Горит быстро, образуя твердый шарик на конце нити

Синтетическое волокно

образец 4

быстро сгорают, образуя рассыпающуюся золу светло-серого цвета

Искусственное волокно вискоза

образец 5

Горит быстро, образуя твердый шарик на конце нити

Синтетическое волокно

   

     Выводы 

     Таким образом, в ходе проведенного эксперимента было выявлено, что ни один из представленных образцов ткани не соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к одежде для детей и подростков, рассмотренным в I главе.

     Путем органолептического исследования, а именно пробы на горение, было определено, что школьные платья учащихся были сшиты из синтетических тканей. Только одно платье было выполнено из искусственной вискозной ткани, являющейся искусственным заменителем хлопка.

     Выбор школьной формы у многих родителей и учащихся определили три параметра:

-       во-первых – цена изделия (форма, содержащая в своей ткани натуральные волокна, имела стоимость от 2800 руб.);

-       во-вторых – предложения местного рынка (на рынке в основном представлены модели школьной формы, сшитые из синтетических тканей);

-       в-третьих – незнанием родителей влияния сырьевого состава ткани на организм ребенка.

     Исходя из этого, мы разработали памятку по выбору школьной формы.

 

Памятка

 

Важно знать, что школьная форма должна отвечать всем гигиеническим требованиям.

При выборе формы необходимо:

1. Внимательно изучить маркировку одежды (ярлычок с данными производителя, составом ткани и рекомендациями по чистке и стирке изделия).

 

2. Обратить внимание на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием. Например, если на нем указана химчистка - лучше отказаться от такой одежды для ребенка, химические вещества могут быть вредны для здоровья вашего школьника, который проведет почти целый день в этом костюме.

 

3. Ткань, из которой шьется форма, должна хотя бы наполовину состоять из шерсти, хлопка или вискозы, то есть натуральных материалов. К форме должно быть санитарно-гигиеническое заключение Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, оно должно пройти и сертификацию Госстандарта России.

 

4. Лучше подобрать для ребенка сразу несколько предметов школьной одежды, чтобы их было удобно менять в течение недели.

 

Заключение

      От того, как одет человек, зависит и отношение к нему. Школа в этом случае не является исключением. Можно оголить живот, надеть мини юбку, только вряд ли такой стиль одежды будет способствовать созданию делового стиля ученицы. Школа — это, можно сказать, место работы для учеников, поэтому молодежные дискотечные наряды здесь не допустимы. Кроме того, форма не должна подчеркивать социальный статус ребенка.

     Введение школьной формы сделало учеников равными и многих родителей лишило головной боли. Но не стоит радоваться! Во-первых, основные расходы накануне первого сентября приходятся именно на школьную форму, а во-вторых, за такое «равноправие» дети могут поплатиться собственным здоровьем.

     В данной работе: «Сырьевой состав ткани школьной формы и его влияние на здоровье учеников» были изучены нормативные документы, регламентирующие гигиенические требования к одежде детей и подростков. В специальной литературе по материаловедению были изучены гигиенические свойства ткани и их связь с видом волокон, из которых они изготовлены. В результате было определено, что синтетические волокна в отличие от природных и искусственных имеют невысокие гигиенические свойства, что ограничивает их использование для выработки детских изделий, в т. ч. и  школьных платьев.

     Экспериментально-исследовательская  часть работы показала, что  на рынке в основном представлены модели школьной формы, сшитые из синтетических тканей, рассчитанные на покупателей со средним достатком.  Так, школьное платье и фартук, сшитые из полушерстяной ткани стоят от 2800 руб., в то время как платье и фартук из синтетики можно купить в пределах 1500руб.                                                  

     В экспериментальную часть работы, кроме изучения предложений рынка по школьной форме, входило и органолептического исследование образцов нитей из школьной формы учащихся нашей школы. Это исследование выявило, что школьные платья учащихся были сшиты из синтетических тканей. Только одно платье было выполнено из искусственной вискозной ткани, являющейся искусственным заменителем хлопка.

     Таким образом, в ходе проведенного эксперимента было выявлено, что ни один из представленных образцов ткани не соответствует гигиеническим требованиям, предъявляемым к одежде для детей и подростков, рассмотренным в I главе.

     Поэтому можно считать, что цель работы - исследовать сырьевой состав ткани школьной  формы, предлагаемой рынком, и выявить соответствие этой ткани санитарно-гигиеническим нормам – достигнута с помощью решения следующих задач:

ü  изучена нормативная документация, определяющая требования к школьной форме и санитарно-гигиенические нормы, предъявляемые к школьной форме;

ü  проанализирована конъюнктура рынка по исследуемой проблеме;

ü проведено экспериментальное исследование по выявлению типов тканей, используемых производителями  для пошива   школьной формы.

     Выдвинутая гипотеза подтверждена: действительно, современные производители не соблюдают санитарно-гигиенические нормы, предъявляемые к   тканям для  пошива одежды для детей и подростков. Исходя из этого, разработана памятка для родителей и учащихся с рекомендациями по приобретению школьной формы.

     Также при выполнении работы мы предположили, что необходимо законодательно утвердить не только факт принятия школьной формы, но и принять закон, запрещающий производителям изготавливать школьную форму из ткани, не соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.

     Исследование достигло цели.

 

 

Литература

 

 

1.     Додонкин Ю.В., Кирюхин С.М. Ассортимент, свойства и оценка качества тканей. - М.: Легкая индустрия,1979.- 190 с.

2.     Савостицкий Н.А., Амирова Э.К. Материаловедение швейного производства. - Издательство: Академия, Мастерство, Высшая школа Год: 2001 Страниц: 240

3.     Российская газета «Требования к школьной форме…», Юлия Воронина

4.     Российская газета «Как у них» 26.04.2013 Федеральный выпуск №6068 (92) Василий Махровский
 

 

Интернет – ресурсы

5.     https://www.rg.ru/plus/obrreforma

6.     https://www.sibmoda.ru/catalog/school